Количественные методы психологического исследования
1. Понятие наблюдения и его виды
Метод наблюдения – общенаучный эмпирический метод, метод пассивного и непосредственного исследования реальности (исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс). Цель наблюдения – установление факта существования явлений для их последующей типологизации, классификации и пр. С наблюдением связан идеографический подход – подход, ориентирующий исследователя на описание уникальных, единичных объектов, неповторимых событий и процессов. Примеры идеографического подхода в психологии – исследование Лурии Шеришевского. Противопоставляется номотетическому (поиск общих законов, которые описывают существование и развитие объектов), который также связан с наблюдением.
Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты наблюдения называются описанием поведения объекта.
2. Ошибки наблюдения (по А.А. Ершову)
А.А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
Эффект наблюдателя – поведение людей изменяется, когда они знают, что за ними наблюдают. Эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен, авторитетен или значим или может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно силен данный эффект при обучении сложным навыкам, выполнении новых сложных задачи и в групповой деятельности.
Гало-эффект – обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий (этот и далее – ошибки наблюдения).
3. Понятие эксперимента и его виды
Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.
Эксперимент как метод психологического исследования соответствует приведенному выше определению, однако имеет некоторую специфику. Многие авторы, как указывает В.Н. Дружинин, в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.
Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое явление должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля условий его возникновения и протекания. С.Л. Рубинштейн писал:
«Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных».
4. Сравнительный анализ метода наблюдения и эксперимента
Эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на важные для науки вопросы.
Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо, даже при отсутствии оборудования и техники, а также специальных познаний.
Итак, важнейшее отличие кроется в способе взаимодействия с изучаемым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и изучает объективные данные, то экспериментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Наблюдение может быть спонтанным, а эксперимент – только целенаправленным.
Экспериментатор занят подтверждением гипотезы, которую он сформулировал ранее. Наблюдатель просто получает новые данные, собирая ранее неизвестную информацию. Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой (ограниченной) среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естественных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования. Для эксперимента оно обязательно, в то время как наблюдение может обходиться и без него.
5. Достоинства и недостатки в использовании наблюдения и эксперимента
Наблюдение - один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.
Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени и в естественных условиях.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
К объективным недостаткам метода наблюдения, прежде всего, относят:
ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.
высокая трудоемкость метода.
Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:
различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д.;
на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов. Москва, 2011.
2. Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению «Психология». М: издательский центр «Академия», 2013.
3. Ковалев, Е.М. Штейнберг, И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях; Методология двойной рефлексивности Москва: Логос, 1999.
4. Наследов А.Д. Профессиональный статистический анализ данных Москва, 2011.
5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие . -2-е изд., испр. и доп., Санкт-Петербург: Речь, 2006.
6. Носс И.Н. Психодиагностика. М: Юрайт, 2013.
7. Романова Е.С. Психодиагностика. М: КноРус, 2016.
8. Рягузова, Е. В. Введение в психодиагностику. Саратов, 2014.
9. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. Москва: Едиториал УРСС, 2001.
10. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. Учебное пособие для вузов. М: Аспект-Пресс, 2007.