Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
Введение
Семьи с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья и имеют определенные проблемы и трудности.
Семья является важнейшим фактором социализации человека и превосходит по влиянию все остальные социальные образования. В этих рамках человек изучает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и проверяет их на практике.
Роль семьи для ребенка с особыми потребностями развивается неизмеримо. В силу своего особого образа жизни семья несет основное бремя по уходу, воспитанию и обучению этих детей, что неизбежно влечет за собой увеличение материальных затрат, а также психологическое и эмоциональное напряжение.
Ребенок с ограниченными возможностями, как и ребенок без дефектов, способен успешно развиваться в психическом и личностном отношениях под влиянием воспитания. Воспитание ребенка начинается в семье. Основными участниками образовательного процесса являются все члены семьи: отец и мать, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. Своими действиями и отношением к ребенку зависит успех его развития.
Цель: раскрыть роль семьи в процессе становления личности ребёнка с двигательными нарушениями.
Основная часть
В наше время, количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает с каждым годом. По данным Министерства образования Республики Беларусь по состоянию на 1.01.2020 г. детей с ОПФР (122752 ребенка) – 6,11 % от общей численности детей. Из общего количества детей с ОПФР: 4,07 % – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин объединяющий группу не прогрессирующих неврологических расстройств, возникающих в следствии внутриутробных родовых или послеродовых повреждений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.
Родители являются основной социальной средой для развития ребенка, обеспечивающей удовлетворение почти всех его потребностей, включая любовь и привязанность [1].
В семье у человека есть первый опыт социального взаимодействия. Семья готовит ребенка к жизни, это первый и самый глубокий источник социальных идеалов. Именно в семье большинство детей узнают, что значит быть отцом, матерью, как развиваются семейные отношения. Именно здесь они впервые видят мир, пытаются понять и осознать его. Это делает семью важнейшим институтом социализации ребенка. Семья передает детям социальный, культурный и моральный опыт. Прежде всего, это обеспечивает преемственность духовной культуры [1].
От межличностных отношений, которые будут происходить в семье, стратегия воспитания, которую выберут родители "трудного" ребенка, будет напрямую зависеть то, как будет формироваться глобальная и разнообразная личность человека, страдающего нарушениями опорно-двигательного аппарата. Будет ли он готов самостоятельно реагировать на возникающие потребности, стремиться активизировать компенсационную способность "непослушного" организма или же он будет полностью зависеть от своего окружения.
Семья - это первый и самый важный социальный институт для ребенка. Обучение родителей социально-педагогическим навыкам, воспитание отношений между детьми и родителями, обучение родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком являются областями значимых ориентаций специальной педагогики и психологии.
Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия между человеком и обществом. Семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ молодого поколения. Процесс формирования личности человека происходит в семье, закладываются основы взаимоотношений и уточняются грани личности через обретение духовных ценностей.
Заключение
Родители являются основной социальной средой для развития ребенка, обеспечивающей удовлетворение почти всех его потребностей, включая любовь и привязанность.
Формирование целостной и разнообразной личности человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от типа межличностных отношений, которые будут происходить в семье, от типа воспитательной стратегии, которую родители выберут для "непростого" ребенка. Будет ли он готов самостоятельно реагировать на возникающие потребности, стремиться активизировать компенсационные возможности "непослушного" организма или полностью зависеть от окружающих его родителей.
1 Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие/И.Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
2 Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
3 Финни Нэнси Р. Уход за ребенком с церебральным параличом: Кн. для родителей / Нэнси Р. Финни; Пер. с англ. И. Титова, М. Володькин. – Мн.: Минск-типпроект, 2003. – 256 с.