Понятие игротерапии
Роль игротерапии в работе с онкобольными
Заключение
Список литературы
Понятие игротерапии
Игра – ведущий вид деятельности для ребенка. Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.
Роль игротерапии в работе с онкобольными
Существуют разные взгляды на роль и место игротерапии в процессе работы с детьми больными онкологией. Традиционные поведенческие подходы не придают данной терапии большого значения и практически не используют игротерапию в рамках метода [1]. И, напротив, современные инновационные методические подходы, ориентированные на развитие эмоциональной сферы, считают игротерапию одним из основных методов работы с онкобольными детьми и широко её используют [2].
Как отмечают многие ученые, применение игротерапии в роли метода положительного эмоционального воздействия логично происходит из того, недостаток чего наиболее остро выделяется у онкобольных детей. В первую очередь, обращает на себя внимание именно отсутствие реализации потребности игровой деятельности [3]. В настоящее время общепринят факт того, что лечение онкобольных детей должно быть комплексным и междисциплинарным, включающим активное использование психолого-педагогической и медико-социальной составляющих. Раньше в психолого-педагогической работе необходимым считался уникальный подбор каждому онкобольному ребёнку одного из существующих методологических подходов. Однако в последнее время авторы и последователи различных подходов не рассматривают свой метод как единственно правильный и допускают использование нескольких технологий в отношении индивидуального ребёнка как в разные периоды развития болезни, так и одновременно [4].
Однако независимо от того, считать ли данный метод вспомогательным или основным, игротерапия — один из самых перспективных методов работы с онкобольными детьми. С практической стороны она наиболее доступна и при соответствующей подготовке может использоваться как специалистами, так и ближайшим окружением онкобольного ребёнка. Семья ребёнка может применять игротерапию ежедневно, сформировать из неё базовую основу для общения.
Заключение
В заключение следует отметить, что, хоть игротерапия и не является лекарством при онкозаболеваниях, тем не менее для детей она играет колоссальную положительную роль, начиная от отвлечения [6] от мрачных мыслей и диагноза вплоть до необходимого импульса, для победы над болезнью [7]. Также немаловажную роль играет тот факт, что игротерапия предоставляет онкобольным детям возможность дополнительной социализации и социального развития.
Таким образом целесообразно сделать вывод о высоком уровне значимости метода игротерапии и о больших перспективах его использования в комплексной психологической работе с детьми, обладающими заболеваниями онкологического характера.
1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д.В. Ермолаева. М.: Теревинф. 2013. 216 с.
2. Баум Х. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Пер. с нем. О.Ю. Поповой. М.: Теревинф. 2003. 144 с.
3. Богдашина О.Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему // Аутизм: вызовы и решения. Сб. трудов 1-й Московской международной конференции. М. 2013. С. 127—144.
4. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф. 2013. 512 с.
5. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и раз витие общения на игровом занятии КРУГ. М.: Теревинф. 2009. 56 с.
6. Карвасарская И.Б. Комплексная коррекция расстройств аутистического спектра // Под одной крышей. Опыт работы с аутичными детьми в СанктПетербурге. 20 лет. СПб. 2011. С. 42—50.
7. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор и комментарии). М. 2010. 102 с.
8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф. 2010. 288 с.