Само и взаимоконтроль в учебной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Само и взаимоконтроль в учебной деятельности
Учебный процесс берет начало в глубокой древности, и с течением времени он приобретал более сложный характер. Но на каждом этапе развития учебного процесса одним из главных его элементов был контроль усвоения учащимися учебного материала, поскольку без контроля невозможно было бы выявить результат и делать вывод о степени успешности обучения или о квалификации учителя. Контроль – необходимая функция, реализуемая педагогом в учебном процессе учителя. Однако контроль может быть разным по виду, форме, используемым средствам, методам и приёмам, наконец, по эффективности.
Среди требований к современному уроку методисты называют сочетание контроля с самоконтролем и взаимоконтролем. Почему самоконтроль и взаимоконтроль так важны в учебном процессе?
Мы часто говорим об образованности и компетентности педагогов, нам важно, чтобы педагог, обучающий наших детей, хорошо знал свой предмет и владел не только знаниями в своей предметной области, но и методическими навыками, умениями использовать в преподавании научные знания из области психологии и общей педагогики. Под педагогической компетентностью родитель обычно понимает некую универсальность педагога, а не его знания в сфере профессиональной деятельности. Сам же преподаватель при добросовестном отношении к делу пытается проводить полноценные уроки с прогрессивными, видимыми для всех результатами. Но тут возникает множество проблем, в том числе давно распространённая и часто произносимая: «учитель один, а учеников много»!
Действительно, если учитель один, а детей много, то, как же он все успевает? Как следит за результатом и контролирует, казалось бы, совсем неконтролируемое и не предсказуемое детское поведение. В педагогике давно ведутся разработки и выведение новых инноваций в сфере осуществления контроля учебного процесса на уроке. Придумано и воплощено в практику много вариаций контроля на разных уроках, с разной тематикой и направленностью. Очень популярным, но в то же время очень сложным в осуществлении, является самоконтроль и взаимоконтроль непосредственно на уроке. Так разберем же, что в себя включают эти два понятия.
Заключение
Разработка и организация самоконтроля и взаимоконтроля – очень трудоемкий процесс, как в начале становления теоретических знаний, так в осуществлении плана действий для него. Учитель, который хочет организовать эти виды контроля, должен быть компетентен в своей профессии, осознавать, что перед организацией самоконтроля и взаимоконтроля необходима большая подготовка как его самого, так и учеников. Для поддержания активности учащихся в организации самоконтроля и взаимоконтроля на уроке учителю нужно вести разработки новых интересных заданий, при которых осуществлялись бы эти виды контроля. Детей нужно ознакомить с планами педагога, при этом заинтересовать их этой методикой и в дальнейшем привить им полезную привычку такой деятельности. Необходимо выстроить для них рамки, за которые нельзя выходить и объяснить четкие грани этики и объективности оценивания своих результатов и результатов своего напарника.
Развитие самоконтроля у младших школьников подчинено закономерностям. Сначала он является отдельной формой деятельности. Постепенно превращается в обязательный элемент выполнения основного задания. Так как изменяется отношение ученика к самоконтролю, меняется и уровень его сформированности.
Говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно.