I. Организационный момент
II. Основная часть
1) основные методы психодиагностики;
2) специфика применения тестов в рамках психологического консультирования;
3) критерии подбора тестового материала;
4) регулярность диагностических срезов;
5) алгоритм диагностических процедур в процессе психологического консультирования в соответствии с запросом и проблемой клиента.
III. Подведение итогов. Рефлексия
I. Организационный момент
Приветствие. Объявление целей лекции.
II. Основная часть
1) основные методы психодиагностики
Основной особенностью психодиагностического метода является измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой осуществляется количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это достигается путем следования таким требованиям, как стандартизация инструмента измерения (в основе которой лежит понятие нормы), его надежность и валидность, а также за счет жесткой регламентации процедуры обследования (точного соблюдения инструкции, строго определенных способов представления стимульного материала, ограничений во времени и невмешательства диагноста в деятельность обследуемого и др.). Кроме того, для психодиагностического метода характерны специфические мотивы, определяющие активность клиента, особая стратегия его поведения, особенности социальной (взаимодействие диагноста и обследуемого) и стимульной (например, разная степень структурированности) ситуации
Основными методам психодиагностики являются тестовые методы. Под тестом понимают совокупность стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные, по направленности – на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – на тесты скорости и тесты результативности.
2) специфика применения тестов в рамках психологического консультирования
Психологическое консультирование – это профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора.
Психологическое консультирование представляет собой область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.
Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.
3) критерии подбора тестового материала
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность.
Для того чтобы процесс консультирования был эффективен, тестовый материал, применяемый специалистом, должен соответствовать следующим критериям:
• быть достаточно простым в обработке;
• быть доступным пониманию клиента;
• не требовать много времени для своего выполнения;
• быть связанным с основной темой консультирования;
• быть валидным и надежным.
К используемому психологом инструментарию предъявляются дополнительные требования. Они должны:
1) позволять собирать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;
2) быть ориентированы не просто на изучение личности вообще, а на выявление значимых свойств или свойств, наиболее интересующих специалистов в конкретных ситуация, что зависит от специфики проблемы клиента;
3) давать возможность изучать не только качественные особенности индивида, но и количественные – для сравнения;
4) получаемая информация должна быть удобной для использования в психокоррекционной работе.
4) регулярность диагностических срезов
Диагностические срезы проводятся в процессе психологичсекого консультирования обычно проводятся на начальном и заключительном этапах консультирования (при первой и последней встрече). Однако, диагностический срез также может быть проведен в любой момент на протяжении всего консультирования с целью подтверждения правильно выбранной стратегии консультирования.
5) алгоритм диагностических процедур в процессе психологического консультирования в соответствии с запросом и проблемой клиента
Алгоритм диагностических процедур в процессе психологического консультирования представлен основными этапами диагностического процесса, которые сводятся к сбору данных в соответствии с запросом и проблемой клиента, их переработке, интерпретации и вынесению решения (диагноза или прогноза).
1. Этап сбора данных
Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т.д.) об испытуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Особенно важно тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.