Введение
1 Понятие и сущность метода мозговой атаки
2 Условия, техника, правила и этапы проведения метода мозговой атаки
3 Пример практического применения метода мозговой атаки
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Существует предположение, что первыми мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во времена плавания команда драккара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все – от капитана до юнги. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя.
Однако основателем классического мозгового штурма стал американский ученый-исследователь Алекс Осборн, один из пионеров креативного движения в конце 1930-х г. в США. В это время он был совладельцем крупной рекламной фирмы и начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей.
Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году. После чего началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах [7].
Таким образом, создавая свой метод, А. Осборн видел необходимость в нововведениях, существующую во всех областях человеческой деятельности: в науке, технике, технологии, менеджменте, маркетинге, рекламе, деятельности, политике и воспитании.
Актуальность темы обусловлена тем, что метод мозговой атаки предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.
Целью доклада является рассмотрение метода мозговой атаки, его принципов и практики применения.
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕТОДА МОЗГОВОЙ АТАКИ
Для написания данного доклада были использованы различные источники информации, как интернет-источники (проверенные), так и научная литература по теме исследования.
Словосочетание, предложенное А. Осборном – brain-storming, допускает несколько вариантов перевода на русский язык. В настоящее время наиболее распространенным названием данного метода является "мозговой штурм". Распространены также варианты перевода: "мозговая атака", "конференция идей". Наиболее удачным было бы название "атака умов", наиболее полно отражающее сущность процессов, происходящих в рамках метода. Более тщательный анализ представленного термина показывает следующее.
В англо-русском словаре Мюллера brain-storm переводится как буйный припадок, душевное потрясение.
В словаре Гальперина тот же термин переводится как:
- припадок безумия;
- блестящая идея, великолепный план;
- бредовая мысль, идея.
В толковом словаре английского языка Вебстера приведены следующие варианты трактовки понятия brain-storm:
2 УСЛОВИЯ, ТЕХНИКА, ПРАВИЛА И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДА МОЗГОВОЙ АТАКИ
«Мозговой штурм» проводится в 2 этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей. Для этого собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора – разнообразие профессий, квалификации, опыта, способность людей к научному воображению и развитой интуиции, интеллектуальной раскованности.
Сообщается, что приветствуются любые идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в том числе идеи, частично улучшающие чужие идеи. Категорически запрещается любая критика – это важнейшее условие «мозгового штурма», сама возможность критики тормозит воображение. Каждый из участников по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. В группе необходимо поддерживать атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи. Главной задачей первого этапа «мозгового штурма» является поиск как можно большего количества различных вариантов решения проблемы, путей достижения целей, идей и мыслей. На втором этапе, карточки собираются, сортируются и анализируются группой экспертов, которые должны следовать следующим принципам:
- ни одна идея не должна исключаться из анализа, все идеи должны быть классифицированы и обобщены;
- группа аналитиков должна состоять из людей, хорошо понимающих суть проблемы, обладающих четким логическим мышлением и терпимостью к чужим идеям;
- для обеспечения объективности оценки и анализа идей должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы.
3 ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МОЗГОВОЙ АТАКИ
Кейс. Транспортировка железорудного концентрата
Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несекционированными трюмами, даже при незначительной качке ведет себя как жидкость. Такая масса причиняет много хлопот: при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу переворачивания. Предложите варианты устранения этого недостатка.
Ведущий. Еще раз напоминаю о полном запрете критики на этапе генерации, даже взглядом, пожатием плеч, скептическим выражением лица и т.п.
(1) Генератор А. Предлагаю насыпать до самого верха, до полного заполнения трюма. Тогда не будет места для перетекания (в скобках номер идеи, а буквы обозначают генераторов, подающих идею).
(2) Генератор Б: Можно ограничить свободу, прижимая щитами сверху.
(3) Генератор В: Можно сделать так, чтобы при шторме выдвигались боковые «крылья». Тогда качка не страшна.
(4) Генератор Г: А можно сделать, чтобы трюм был разделен перегородкой пополам.
(5) Генератор А: Лучше опускать их несколько, чтобы были отсеки.
(6) Генератор Д: Надо, чтобы были устройства, как на гироскопе, которые компенсируют крены корабля.
(7) Генератор В: Когда человек наклоняется, он выбрасывает с противоположной стороны руку. Пусть и корабль так.
(8) Генератор Е: А если покрыть какой-нибудь покрышкой?
(9) Генератор В: Побрызгать пенополиуретановой жидкостью. Я видел, как герметизируют кузова автомобилей при перевозке зерна.
(10) Генератор Г: Сделать вместо окатышей крупные куски. Они сцепляются и не будут кататься.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, метод мозговой атаки – это коллективный метод поиска новых технических идей и решений.
Метод мозговой атаки:
- достаточно оперативен и надежен;
- это максимум идей за короткий отрезок времени;
- это отсутствие какой-либо критики;
- это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.
Целесообразность использования метода «мозговой атаки» определяется оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах «мозговой атаки».
Мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса принятия решений в организации. Несомненно, что грамотный руководитель должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.
1. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157
2. Метод мозгового штурма: [Электронный ресурс] // Энциклопедия экономиста. – Режим доступа – http://www.grandars.ru/student/marketing/metod-mozgovogo-shturma.html. – Дата доступа: 16.03.2017.
3. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга – 2003. – 176 с.
4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
6. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Л. Панкрухина. – Москва: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с.
7. Чичикин А.И. Мозговой штурм как форма деловой игры: [Электронный ресурс] // Энциклопедия экономиста. – Режим доступа – http://www.metod-kopilka.ru/statya-mozgovoy-shturm-kak-forma-delovoy-igri-61602.html. – Дата доступа: 16.03.2017.