ЖАН ПОЛЬ-ДЕ САРТР «СТЕНА»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЖАН ПОЛЬ-ДЕ САРТР «СТЕНА»
Основным образом в произведении Жан Поль Сартра «Стена», собственно, и является стена. С помощью той самой «стены», можно сказать, и раскрывается философский смысл данного произведения. Данному образу можно привести множество трактовок с философским подтекстом, но при этом каждый читатель увидит в «стене» свою картину, свою мысль.
«Стеной» в первую очередь являются стены камеры и подвала, то есть нечто материальное, ограничивающее свободу троих приговоренных к смертной казни и предоставляющее безграничную свободу людей в штатском.
Стена как граница между жизнью и смертью возникает после оглашения приговора к расстрелу. В осознании героев происходит четкое разделение между жизнью вне стены и смертью за стеной. Факт столкновения со смертью героев порождает мысли, которые прежде не посещали главных героев. «Раньше я никогда не думал о смерти – не было случая, но теперь мне ничего не оставалось, как задуматься о том, что меня ожидает».
Страх перед смертью в начале новеллы раскрывается через физические изменения героев. После осознания того, что они в скором времени умрут, лица их меняют цвет, контроль над своим телом теряется. В сыром подвале в середине зимы Пабло в буквальном смысле истекал потом. Психологические изменения стали происходить позже и глубже. Томительное ожидание смерти порождает постоянные мысли о ней. Молодого Хуана боялся физических страданий, Том пытался «заговорить» смерть, Пабло пытался понять, что же будет потом. Герои настолько погрузились в представление о том, что будет завтра, что на самом деле стали ощущать ту боль, которая еще не наступила. Так возникает Стена как граница между жизнью До и жизнью Сейчас. В жизни До у главного героя были «хорошие дурные воспоминания». Сейчас от неприятия смерти он перешел к неприятию жизни, все больше погружаясь в одиночество, он испытывал полное к ней равнодушие.
Стена как образ одиночества возникает в словах главного героя, что рядом с Хуаном и Томом он чувствовал себя одиноким. Он был равнодушен к этим людям, не испытывал к ним особой симпатии и не собирался менять своего отношения только потому, что им предстояло умереть вместе. Сартр считал, что люди совершенно одиноки в выборе своих поступков. Люди не в состоянии ни на кого переложить, тяжесть принятия своего решения и ответственность за это решение. Так, автор одиночество отождествляет с ответственностью.
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва : Проспект, 2017. - 588 с.
2. Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва : Проспект, 2016. - 560 с.
3. Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва : Проспект, 2017. - 332 с.
4. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.
5. Классическая философия в современной культуре: монография / В. И. Коротких. – Москва: Инфра–М, 2014. – 159 с.
6. Сартр, Ж.П. Стена / Ж.П. Сартр. – М.: Азбука, 2013. -. С.56-89.