Платон «Апология Сократа»
Жан-Поль Сартр «Стена»
Платон «Апология Сократа»
Личность Сократа великого афинского древнегреческого мудреца еще долгое время будет привлекать интерес и повышенное внимание со стороны исследователей с разных уголков мира и разных народов. Сократ еще в юности определил свою жизненную позицию – «познание самого себя», познание сути человека, определение таких категорий как добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное, осуществление поиска способов преодоления опасных страстей, которые скрыты в каждом человеке, осуществление идеи создания идеального государства как наиболее разумной и справедливой системы государственного управления. Жизнь философа была посвящена постоянной работе, связанной с увеличением в современном ему обществе количества разумных людей, что в итоге не могло не вызывать уважение у всех окружающих его людей. Сократ в течении всей его жизни совершенно не интересовался карьерой, окружающим его бытом, деньгами, которые предлагали ему влиятельные и богатые люди того времени взамен на его уроки мудрости, ни его собственная семья, больше всего его интересовало познавание себя и окружающего мира в разнообразных беседах и диалогах, что так и осталось главным его занятием вплоть до конца всей его жизни.
Жан-Поль Сартр «Стена»
На протяжении долгой истории человечества всегда существовали мыслители, которые, глядя на окружающую их социальную реальность, искренне переживая судьбу общества, в котором они жили, критически оценивали смысл того, что делают его современники. Необъяснимое (рационально) чувство того, что люди поступают не подлинно и от того мир катится к катастрофе, заставляло задумываться о том – что же такое подлинное, которое они чувствуют, и которое оказалось в забвении. Интуиция им подсказывала, что мир держится в конечном итоге на подлинности и поэтому нужно ее придерживаться, даже ценой смерти, даже тогда, когда все ради личного благополучия или наживы поступают себе в угоду. Не случайны вопросы, которые они себе задавали: почему другие ее (подлинность) не чувствуют? Как сделать, чтобы люди ее почувствовали? В отличие от других философов экзистенциалистов Ж.-П. Сартр предлагает выход из состояния абсурда окружающей его жизни. Преодоление ощущения абсурдности не предлагается им в готовом виде, читатель должен это осмыслить и пропустить через себя, уметь читать между строк. Поэтому на первый взгляд кажется, что философские рассуждения Ж.-П. Сартра заканчиваются на идее бессмысленности жизни, абсурдности существования и что вся его философия крайне пессимистична. Однако это не так. Мыслитель обращается к теме абсурдности существования для того, чтобы показать реальность такой, какая она есть на самом деле. Ярким примером тому является рассказ Сартра «Стена», в котором через художественное описание последней ночи перед расстрелом он подробно объясняет воздействие феномена смерти на человека, доказывая важность смерти для жизни и обосновывая наличие в каждом человеке страха собственной смерти. Тем самым этот автор, сам того не желая, обосновывает актуальность социальной помощи людям, находящимся «на волоске от смерти», их нуждаемости в поддержке со стороны общества, поскольку приближающаяся смерть изменяет человека до неузнаваемости, лишая его чувства собственного достоинства. Люди в ожидании скорой смерти становятся, по выражению Сартра, «бескровными тенями», «землисто-серой плотью». Это произведение можно отнести в разряд экзистенциалистских, поскольку в нем смерть рассматривается как пограничная ситуация человеческого бытия, что характерно для философии экзистенциализма. Смысл образа стены на протяжении всего произведения связывается с тем, что любая жизненная ситуация – это мышеловка, в рамках которой каждый человек сам для себя придумывает свой выход, тем самым создавая или творя самого себя как личность. Новелла «Стена» была написана известным французским философом-экзистенциалистом Жан-Полем Сартром в 1939 году