Платон «Апология Сократа»
Нам было дано задание, ознакомиться с жизнью и творчеством философа Древней Греции Платона. И в частности, с его наиболее известным произведением «Апология Сократа». Данное произведение является одной из ранних работ Платона, в коем показывается человек определенного характера, определённого образа. Представляется фигура человека уверенного в собственных силах и способностях, он безучастен к земным радостям. Данный человек абсолютно убежден, чтобы добродетели могли существовать, распространяться и укореняться, человеку надлежит обладать светлую голову и добрыми мыслями, им и его действиями должен управлять голос нашего Создателя. Сократ показан в образе христианина-мученика. Он уверен, что бессмертие существует, он не боится вечных мук, и уверен, что загробная жизнь будет полна радости и счастья. Сократом приводятся все доводы о бессмертии души.
В начале произведения, во время «Пира» идет повествование о том, как Сократ отлучился от всех, не дойдя до места трапезы. И данный случай истолковали такими утверждениями, что он просто, по своей сути, по своему складу такой человек, и подобное бывает с ним достаточно часто. Ходили слухи, что Сократ мог идти вместе со всеми, но спустя время способен был остановиться, погрузиться в раздумье, постоять, затем продолжить путь. И так его считали немного своеобразным и странным. Соглашались с тем, что он немного безобразен, нос курносый, огромный живот.
В течении всего произведения происходит акцентирования автором внимания читателей на том, что Сократ главенствует над плотской страстью. Употребляет вино, алкоголь чрезвычайно редко, однако же в случае если пьет, то в таком случае так, что незамедлительно перепивает всех. Однако пьяный на люди никогда не показывался. В любовных отношениях тоже вел себя сдержанно. Равнодушный к тому, что когда-то наступит смерть, и придется покинуть этот мир. Никогда ни признает суеверие.
Жан-Поль Сартр «Стена»
Новелла под названием «Стена» была сочинена философом французского происхождения Жан-Полем Сартром в 1939 году. Как и большему числу представительниц данного жанра, новелле "Стена" присущи компактные размеры, небольшое число действующих персонажей, единая, непрерывная сюжетная линия, рассмотрение и исследование одного вопроса, остросюжетность и внезапный, запоминающийся заключительный аккорд.
Композиционное строение рассматриваемой новеллы «Стена» всецело отвечает устройству традиционной, образцовой новеллы: в ней есть завязка (допрос, размещение героев в камере), кульминация (сообщение приговора и ожидание персонажами смерти) и развязка (спасение главного героя от смерти). Стиль использованный в произведении для передачи сюжета и переживаний действующих лиц выделяется чёткостью и точностью построения фраз и краткостью формулирования мыслей. В «Стене» отсутствуют продолжительные, глубокие описания или беседы. В данной новелле – всё по существу, всё максимально понятно и без затей.
Время действия новеллы – конец 30-х годов XX века. Место действия – Испания. Историческая основа – гражданская война между республиканцами и анархистами. Было интересно отметить, что историческая реальность в «Стене» применяется автором только лишь для того, чтобы осуществить оправдание и постановку проблемы. Гражданская война формирует надлежащую обстановку и мотивацию, по которой главный персонаж поставлен перед необходимостью непосредственно встретиться с осознанием собственной погибели. Таким образом реалистичное, на первый взгляд, произведение полностью входит в экзистенциальную литературную картину мира.