Платон «Апология Сократа»
Жан-Поль Сартр «Стена»
Платон «Апология Сократа»
Платон считается одним из немногих учеников Сократа, встреча с которым полностью изменила его жизнь. Согласно античным исследователям, после знакомства с Сократом, Платон сжигает все свои поэтические произведения. Сократ являлся главным образцом, который формулировал позицию Платона, о чем свидетельствуют почти все написанные им диалоги. Платон в качестве ученика Сократа провел с ним много лет и по свидетельству античных авторов, он даже хотел выступить на суде со своей апологией в качестве защитной речи в пользу своего учителя. «Апология Сократа» – единственное произведение, написанное Платоном не в форме диалога. «Апология» тесно примыкает к его «сократическим» диалогам. Целью Платона при написании «Апологии» было посмертно оправдать своего учителя Сократа от ложно возведённых на него обвинений. Слово «апология» в переводе означает «оправдание». Платон передаёт в ней очень близко к буквальному тексту – содержание трёх речей, произнесённых Сократом в собственную защиту на суде, который был устроен над ним афинскими демократами и окончился смертным приговором великому мыслителю. Гибель учителя была для Платона тяжелым ударом, как в смысле личной утраты: осознание того, что его учитель вынужден был принять яд на казни по результатам ложных обвинений, на которой он даже не смог присутствовать. Испытанием для Платона также был факт отторжения современниками великого мудреца, неприятие его идей. Оправдательная речь Сократа состоит из трех основных частей: 1) его речь после выступлений на суде против него, но до вынесения обвинительного приговора; 2) его речь после вынесения философу судом общего обвинения, но до смертного приговора; 3) речь мудреца после оглашения смертного приговора.
Жан-Поль Сартр «Стена»
Произведение «Стена» было написано Жан-Полем Сартром – известным французским философом-экзистенциалистом в 1939 году. Не случайным является время действия новеллы это конец 30-х годов XX века – Испания в которой происходит гражданская война между республиканцами и анархистами. Являясь представителем философии экзистенциализма, Ж.-П. Сартр делает акцент на ситуации войны, на ее трагичности и бессмысленности, что обуславливает состояние героев произведения, которые вынуждены постоянно сталкиваться с осознанием смерти. В новелле «Стена» философ описывает реальную историю событий в Испании того времени. Сартр также подробно с психологической точки зрения показывает развитие и постепенные изменения в человеческом сознании, которое вынужденно пытается дать объяснение, порой необъяснимым феноменам человеческого существования жизни и смерти. Главным героем является испанский республиканец, которого звали Пабло Иббиете, захваченный в плен. От его лица и происходит рассказ этой истории, Пабло пытается сохранить определенную видимость спокойствия, но автор в произведении подчеркивает то, что для него свойственны обычные человеческие страхи и переживания. В произведении также присутствует молодой мальчик Хуан Мирбаль, который открыто показывает свою боязнь физических страданий, погружаясь в слёзы. Еще одним из действующих лиц новеллы является Том Стейнбок, который осознавая большую опасность смерти, пытается ее определённым образом «заговорить». В отличии от них, Пабло Иббиете, глубоко осознавая и переживая все происходящее, хочет умереть достойно, но перед неизбежным концом желает понять то, в чём же всё-таки заключается суть жизни и ее главный смысл. В результате три героя этого произведения выражают три основных отношения человека к смерти, ее неизбежному приближению: 1) юное и неопытное, которое пытается забыться в собственных страданиях со стороны Хуана Мирбаля; 2) обыденное, универсальное и приземлённое с позиции Тома Стейнбока; 3) активное, осознающее, размышляющее и пытающееся дойти до истины и постичь ее со стороны героя Пабло Иббиете.