Платон «Апология Сократа»
Платон «Апология Сократа»
Сократ – это великий древнегреческий философ, который положил начало поворота философии к проблемам человека. Не оставив после себя письменных трудов, Сократ предпочитал нахождение истины в процессе диалогов или бесед со своими последователями или немногочисленными учениками. Взгляды Сократа дошли до нас благодаря его ученикам Ксенофану и Платону. Сократ был глубоко убежден в том, что степень обоснованности разнообразных мнений выявляется в процессе обсуждения, диалога или беседы. В итоге в процессе беседы или спора люди высказывают об одинаковых событиях или вещах различные мнения, которые каждому из них кажутся одинаково истинными, но именно в рамках диалога относительность этих мнений становится явной. Но Сократ подчеркивал то, что выяснение относительности мнений не является окончательным итогом диалога или его основной целью. Еще одной стороной диалога является то, чтобы собеседники, осознавая разнообразие своих взглядов, смогли преодолеть разногласия и прийти к наиболее приемлемому мнению. Этот метод преодоления разных мнений или метод «порождения» все более обоснованных суждений Сократ называет словом «диалектика». В качестве своего жизненного девиза он избирает утверждение «Познай себя». Еще одними его знаменитыми словами являются: «Я знаю, что ничего не знаю», что не связанно с иронией признанного и уважаемого всеми мыслителя, а его принципиальная позиция. Этими словами он хотел показать то, что каждый даже самый мудрый человек, должен найти силы преодолеть в себе наивную веру в непогрешимость собственного мнения и быть в последствии готов при помощи своих оппонентов и собеседников совершенствовать собственное понимание определенных вопросов. У Сократа просились быть его учениками многие известные и почитаемые люди того времени, но он почти всем отказывал, ссылаясь на то, что никогда не откажет в беседе или диалоге. Этические взгляды Сократа были связаны с позицией, которая сегодня называется «этическим рационализмом»: разумное обоснование этических норм. Философ утверждал: «Счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство (добродетель), а для этого нужно верно понять, в чем оно состоит. Каждый человек стремится к благу, однако благо может пониматься по-разному. Это не означает, что все понимания блага равноценны. Когда человек ведет себя недостойно, он все равно делает это ради стремления к благу, однако его понимание блага, вероятно, не получило достаточного развития в общении с другими людьми. Мнения о благе различаются степенью их разумной обоснованности и согласованности с мнениями других людей, и степень эта выявляется в диалоге».