Платон «Апология Сократа»
Произведение принадлежащие перу Платона и имеющее название «Апология Сократа» предоставляет глубокой многогранное и разностороннее описание человека особого типа: личности уверенно в достаточной степени в себе и собственных силах, благородного, щедрого и бескорыстного, равнодушного к материальному, земному преуспеванию, уверенным и свято верующем в то, что им управляет верховный (святой, божественный) правитель, и непоколебимо уверенным в том, что для достойного существования самым главным условием он считает светлый и ясный разум. В случае если изъять последний фактор, то Сократ очень похож на христианского страдальца или пуританина. В заключительной фазе своего выступления, в которой он рассуждает о том, что случается после происходит после завершения земной жизни, невозможно не понять, что он решительно верит в вечную жизнь и что та неуверенность, которая прослеживается в его речах, является в большей степени напускной. Сократа не тревожит, как например это проявляется у христиан, ужас перед предсказываемыми непрекращающимися муками, которые ожидают грешную душу после смерти; у него нет сомнений или колебаний в вопросе касающемся его жизни в загробном мире. он уверен, что она будет яркой, приятной и счастливой.
Сократ был подвержен каталептическим трансам; во всяком случае, это представляется естественным объяснением того случая, который однажды произошел с ним, когда он был на военной службе:
«Погрузившись с раннего утра в какое-то размышление, он стоял и думал; так как дело у него не подвигалось вперед, он не прекращал течения своих мыслей и все стоял. Наступил полдень; люди стали обращать на это внимание и с удивлением говорили один другому: «Вот Сократ с раннего утра стоит чем-то озабоченный». Наконец, когда наступил уже вечер, некоторые из тех, кто был моложе – дело происходило летом, – вынесли (из палаток), после вечерней еды, матрацы, отчасти чтобы спать на холодке, отчасти чтобы наблюдать, будет ли Сократ стоять и ночью. Он простоял до зари и солнечного восхода, затем, совершив молитву Солнцу, ушел».
Жан-Поль Сартр «Стена»
В огромном многообразии созданных литературных произведений существует категория довольно коротких, однако способных оставить после себя стойкое и долго не проходящее неизгладимое ощущение у читателя. Подобные творения вызывают желание и потребность возвращаться к их содержанию и поднимаемым в них вопросам снова и снова. Одним из таких произведений, является новелла Ж.П.Сартра французского философа, «Стена». Именно наименование этой произведения дало название сборнику произведений. Произведение было написано в конце 30-х гг. прошлого века. Ее непосредственным материалом стала гражданская война в Испании, первая серьезная схватка прогрессивных сил человечества с коричневой чумой фашизма.
Сартр никогда не был аполитичным человеком. Он живо интересовался общественными проблемами, был в гуще событий, увлекался и ошибался. Поэтому не стоит удивляться появлению в его творчестве злободневных произведений – как по чисто философской тематике, так и вне ее.
Даже между строк нетрудно вычитать негативное отношение Сартра к любым проявлениям насилия. И все-таки политические проблемы и идейная сторона разворачивающихся событий остаются на заднем плане. Они создают необходимый фон, нужны для завязки сюжета.
Персонажи Сартра – трое испанских анархистов. Их имена – Том, Хуан и Пабло. Один – еще мальчик, подросток, и двое – взрослых мужчин. Рассказчиком выступает Пабло.
Каково им, каково их психологическое состояние, запертых в подвале больницы, ставшей временной тюремной камерой и отрезанных от остального мира, где продолжается борьба, где сражаются и умирают их соратники и враги?
Три человека ранее не стремившиеся к близкому общению и даже практически не имеющими ничего общего, вынуждены провести вместе последние часы своей жизни. Часы, посвящённые мрачным мыслям и наполненные тревожным ожиданием конца. У Сартра вполне довольно чётко показана трансформация, которую претерпевают узники. Они входят в камеру ещё "живыми", различающимися людьми, однако в течении небольшого промежутка времени все трое они приобретают единые черты (землистый цвет, потухший взгляд и тому подобное). На контрасте с проживаниями самоощущением рассказчика, а значит и остальных узников, читатель может видеть описание охранников и пришедшего в камеру, наблюдать за последними часами жизни и метаморфозами происходящими в эти часы, врач.