Платона «Апология Сократа».
«Апология Сократа» является единственным произведением Платона, которое было написано не в форме диалога. Вместе с тем стоит отметить, что, «Апология Сократа» тесно взаимосвязана и по ряду идей и основных положений, изложенных в произведении, примыкает к другим «сократическим» диалогам Платона.
Говоря о структуре данного трактата, стоит отметить, что здесь Платон, вероятнее всего, очень близко к первоначальному тексту, «оригиналу, передает содержание сразу трех речей, которые были произнесены в свое время самим Сократом. Примечательно, что особенность этих речей заключается, прежде всего, в том, что произнесены они были Сократом в собственную защиту на суде, устроенном над ним афинскими демократами.
Всем известно, чем именно закончился данный суд. К сожалению, несмотря на свои речи, которые впоследствии стали настоящим достоянием мировой философии и культуры, Сократу был вынесен смертный приговор
Слово «апология» в буквально понимается как «оправдание». Целью Платона при написании «Апологии» было посмертно оправдать Сократа от ложно обвинений, которые были выдвинуты афинскими демократами против него.
Как уже было отмечено выше, данный трактат Платона состоит из трех частей – трех речей Сократа. Каждая из них относится к определенному этапу суда, и условно представляет собой как бы завязку, кульминацию и развязку всего действия: речь Сократа после выступлений на суде против него, но до вынесения обвинительного вердикта; речь Сократа после вынесения ему судом общего обвинения, но до смертного приговора; речь Сократа после смертного приговора.
Каждая из частей затрагивает отдельные аспекты и вопросы, которые волнуют Сократа. Интересен тот факт, как все-таки Платон передает мысли и речи в своем трактате.
Жана-Поль Сартр «Стена».
Жан-Поль Сартр является одним из ярчайших представителей не только французского экзистенциализма, но и вообще данного направления в мировой философии. Его перу принадлежит большое количество произведений, которые могут быть рассмотрены и как художественные произведения, и как философские трактаты.
Вместе с Альбером Камю Ж.-П. Сартр составляет основу экзистенциализма как такового, произведения этих писателей-философов имеют мировую славу и популярность. Примечательно, что с ними знакомятся преимущественно не как с философами, а в большей степени как с одними из самых выдающихся писателей ХХ века.
Так как основным философским течением, в рамках которого трудился Сартр, был экзистенциализм, тио и в рассматриваемом нами в данном эссе произведении во многом нашли отражения основные положения как философии самого Сартра, так и философии экзистенциализма в целом.
Примечательно, что весь сюжет «Стены» можно вместить в один абзац: трое испанских республиканцев оказались в плену, где в подвале они подвергаются страшной пытке – ожиданием смерти. Важно отметить, что эта самая пытка становится тем, что лишает героев мужества и воли. Главный герой – Пабло Иббиета – выбирает смерть, которая достойна его личности. Попытка Пабло обмануть фашистов, направить их по ложному следу в конечном итоге становится причиной того, что Пабло, сам того не желая, приводит преследователей к Рамону Грису, который также был разыскиваем.
Уже из этого становится понятно, что сюжет новеллы на самом деле очень краток, а само действие разворачивается во время, современное автору, («Стена» была написана в 1939 г.) время войны в Испании. Кроме того, все повествование сопряжено с отчуждением индивида (в частности, речь идет в первую очередь о главном герое), содержит неожиданную развязку, в которой, по сути, имеет место не что иное, как самый настоящий культ трагического и иронической игры случая.