Жан-Поль Сартр «Стена»
Новелла Ж.П.Сартра была написана в далеком 1939 году, однако независимо от того, сколько прошло времени с ее написания, она будет вызывать глубокие отклики в сердцах читателей, ведь в ней поднята главная и самая страшная проблема человека – проблема попытки понять, что же такое смерть. Несмотря на свой небольшой объем, а также небольшое количество персонажей, новелла является очень напряженной, захватывающей, именно тем творением, которое читается на одном дыхании.
Новелла – небольшое произведение, однако в ней есть полноценная структура, завязка, кульминация, неожиданная развязка с открытым вопросом, который повисает у читателя в голове. Все начинается с допроса и размещения трех героев в камере, напряженность момента ощущается в момент объявления им приговора и непосредственного ожидания своей смерти, и, наконец, следует развязка, в которой главный герой спасается от смерти, можно сказать чудесным образом.
В новелле описываются реальные события, основанные на исторических фактах, именно это помогает нам понять и осознать всю «жизненность» ситуации, в которую попали герои.
Ну что ж, остановимся на том, что заставляет думать и обдумывать, на том, что заставляет посидеть, молча, вглядываясь в одну точку, после прочтения данного произведения. Что же это? Это вопрос осознания конечности своего бытия.
Сама ситуация, в которую жизнь поставила героев данной новеллы, поистине ужасающе. Они знают о том, что они умрут на рассвете, и все, что им остается делать, это сидеть и ждать в тесной промозглой камере своей участи. Интересно, каким было бы мое поведение, окажись я в такой ситуации? Я не знаю, думать об этом даже не хочется. Однако в новелле автор нам демонстрирует поведение абсолютно разное. Главный герой, Пабло Ибиетте, старается держаться и все время повторяет, что он умрет достойно. Второй приговоренный к смерти, Хуан, наоборот, погружается в слезы, потому что он боится физических страданий. Он уточняет у приставленного к ним бельгийца, сразу ли умирают после выстрела. Он жалеет себя. И, наконец, третий герой, Том, пытается отвлечься от смерти разговорами, тем самым бессознательно отрицая и не желая принимать то, что с ним произойдет в ближайшее время.