Мой речевой портрет
Список источников
МОЙ РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ
В настоящее время активное развитие получает такое направление как речевое портретирование – описание и определение особенностей речевого портрета личности.
Попытка описать личный речевой портрет обусловлена развитием научных представлений о языковой личности.
Термин «языковая личность» сегодня является одним из самых востребованных в лингвистических исследованиях. Под данным понятием подразумевается совокупность черт, определяющих речевую деятельность человека. Важно отметить, что современная лингвистика опирается на представление о языковой личности как об иерархически организованной уровневой структуре.
В современной лингвистике выделяют два подхода для описания речевого портрета:
• В первом лингвисты подчёркивают необходимость в изучении всех уровней языка;
• В другом – предлагают обращать внимание только на «яркие диагностирующие пятна», так как «многие языковые теории, начиная от фонетической и заканчивая словообразовательной, всесторонне соответствуют общенормативным параметрам и поэтому интереса не вызывают».
Лингвисты признают, что именно «диагностирующие пятна» являются социально маркированным способом выбора и употребления языковых средств при анализе речевого портрета личности.
Выделяют 3 уровня изучения языковой личности, каждый из которых содержит специфические типовые элементы:
1. Вербально-семантический уровень, подразумевающим владение лексикой и грамматикой языка.
Чтобы выявить характер языковой личности, рассматривается его выбор тех или иных лексических единиц и грамматических конструкций, моделей словосочетаний и предложений.
2. Лингво-когнитивный (тезаурусный) уровень
Философским аспектом данного уровня является интеллект. В качестве единиц интеллекта выступают понятия (концепты), которые присутствуют в подчинительно-координационных отношениях и выстраиваются в упорядоченную систему – языковую картину мира.
1. Бабайцева В. В., Максимов Ю. Н. Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация. М., 1981. С. 5–60.
2. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 21–18.
3. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов-на / Д: Феникс, 1995. - 576с.
4. Грамматика русского языка М., 1954. Т. 2. 4. 1. С. 5–64.
5. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970. С. 536–540.
6. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука. // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.
7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука,2003.261 с
8. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы разви-тия русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М.,1991. С. 73–75
9. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. Пособие/ М.В. Колтунова.-М.: Логос, 2005. - 346с.
10. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. С. 90-111.
11. Прокопович Н. Н. Словосочетание в современном русском языке. М., 1966. С. 5–48.
12. Русская грамматика. М., 1980. Т. 2. С. 79–82, 137–143.
13. Седов К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагматический аспекты: автреф. дис... докт филол. наук: 10.02.01, Саратов, 1998.111 с14. Скобликова Е. С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971. С. 206–226.
15. Шарифуллин Б.Я. Речевой портрет современного студента: первое приближение // Лингвистический ежегодник Сибири / Под ред. Т.М. Гри-горьевой; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2005. Вып. 7. С. 108–114.