ВВЕДЕНИЕ
Эссе: «Анализ понятий «способности» и «задатки»»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В учебных занятиях, труде, творчестве люди заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, значительности и своеобразию достигаемых результатов. Когда такого рода проявления выступают при равном запасе знаний, умений и навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на такие особенности психики человека, которые называют способностями.
Говоря о способностях, имеют в виду возможности человека в той или иной области. Основанием говорить о наличии у человека способностей служат два показателя: быстрота овладения деятельностью (человек быстро и успешно овладевает деятельностью, легко приобретает соответствующие знания, умения и навыки и качество достижений (достижения человека значительно превосходят средний уровень).
Задатки имеют важное значение для развития способностей, но задатки – это только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Эссе: «Анализ понятий «способности» и «задатки»»
Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной) [1, с. 267].
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Задатки – врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей [8, с. 76]
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков [5]. Например, морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения.
Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. К врожденным задаткам относятся такие свойства зрительного анализатора, как точное определение пропорций, цвета и т. п., необходимые для успешного развития способностей к художественному творчеству, или очень тонкая чувствительность обонятельного анализатора, на основе которой развиваются профессиональные способности парфюмеров-создателей новых сортов духов [2]
Задатки, вместе со способностями и ресурсами входят в одну область психики, психических явлений человека, связанную и направленную на обеспечение всякого рода деятельности, жизнедеятельности вообще, включая жизнестойкость [4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, способности – это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.
Задатки – это те умения, которые позволяют развиться способностям.
Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.
1. Большой психологический словарь / Под ред Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
2. Гутарева, Н. Ю., Виноградов, Н. В. Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1291–1293.
3. Козлова, Е. А. К вопросу об одаренности детей / Е. А. Козлова // Молодой ученый. – 2016. – № 21. – С. 874 – 877.
4. Немов, Р. С. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию: Учебник для бакалавров / Р. С. Немов. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 726 c.
5. Павлова, Е. В. Основы общей психологии: учебно-методическое пособие / Е. В. Павлова. – Благовещенск : Амурский государственный университет, 2011. – 118 с.
6. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей : учеб. пособие / В. И. Петрушин. – М. : Юрайт, 2017. – 221 с.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2015. – 705 с.
8. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 2001. – 376 с.
9. Трафимчик, Ж. И. Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему / Ж.И. Трафимчик // Проблемы здоровья и экологии. – 2014. – № 2 (40). – С.143 – 145.