Как сделать правовую информацию доступной, и нужно ли вообще это делать?
Конституция Республики Беларусь провозглашает наше государство как унитарное социальное демократическое и правовое. Последнее положение – правовое – в числе прочего, отражается в том, что гражданин обязан знать определенный минимум правовых знаний. Из этого возникает потребность в правовом информировании населения и осуществлении мер по доступности правовой информации.
Любая деятельность осуществляется по определенным правилам, а в процессе жизнедеятельности и развития нашего государства, так или иначе, участвует каждый гражданин. В связи с этим возникает вопрос о том, как его проинформировать гражданина о допустимых нормах поведения, как донести до него правовую информацию в той форме, которая была бы ему понятна. И как охватить максимальное количество населения.
В объекты информирования можно выделить не только граждан, но и организации (юридические лица), однако это спорно, с той точки зрения, что организации в каком – то смысле виртуальные творения, и конечным звеном, воспринимающим информацию, все равно является человек.
Необходимо разобраться, какие могут быть критерии доступности. Очевидно, что в наше время капитализма, главным показателем доступности информации, в том числе правовой, выступает ее стоимость, та сумма денег, которую, к примеру, гражданин должен заплатить для приобретения газеты или книги.
Таким образом, первое, что может способствовать распространению информации, это поддержка тенденций к снижению ее стоимости либо вообще бесплатное ее распространение.
В обществе бытует мнение, что бесплатное не может быть хорошим, качественным, отчасти это верно, поэтому, по мнению автора, распространение информации должно находиться под компетентным контролем соответствующих государственных организаций.
Допустим, министерства информации, как и происходит на практике, конечно, оно осуществляет общий контроль, в связи с чем, можно привести более специализированные организации, такие как Национальный центр правовой информации.
Таким образом, распространение и контроль над правовой информацией может осуществляться специализированным государственным органом.
Однако, необходимо следить за тем, чтобы не происходило сокрытие, утаивание и искажение информации по общественно значимым вопросам.
Должно производиться освещение в обществе всех актуальных событий, происходящих по правовой тематике.
Уже из названия Национального центра правовой информации становится понятно, чем он занимается, так одной из целей его деятельности является правовое информирование населения и организаций.
В целом, самым главным источником правовой информации можно признать всевозможные СМИ: газеты, журналы, книги, веб – сайты, всевозможные каналы рассылки, телепередачи и пр.
Так, правовое информирование организаций (и отчасти населения) можно организовать посредством рассылки тематических правовых газет, журналов, обзоров НПА, комментариев, статей, книг, листовок и пр.