Задание 1. Тезисно выделите ключевые положения, положенные Л.С. Выготским в работу «Мышление и речь»
Задание 2. Опишите процесс речепорождения, который выделяет Л.С. Выготский. Охарактеризуйте каждый этап (фазу)
Задание 3. Прочитайте цитату из работы Л.С. Выготского «Мышление и речь». Докажите, что данное высказывание можно отнести к психолингвистике третьего поколения
Список использованных источников
Задание 1. Тезисно выделите ключевые положения, положенные Л.С. Выготским в работу «Мышление и речь»
Формой существования понятия и образа-представления в психике является не слово, а имя, которое и есть первичная репрезентация предметов и самого человека в его сознании. Именуя вещь, имя выражает общее, понятие и образ позволяют репрезентировать в оперативной памяти частное как вербальную или образную репрезентацию той стороны реальной действительности, с которой человек взаимодействует здесь и теперь.
Слова, или сочетания слов, именуют вещь и человека. Поэтому в нашем сознании имена являются репрезентациями вещей и человека. В отличие от понятия, которое процессуально, слово как имя константно, его семантико-синтаксический критерий и его формализация являются универсальными и не зависят от типа и строя языка. Именуя вещь, имя выражает общее, точнее, обобщенное понятие о вещи. В то же время понятие как таковое позволяет нам сфокусироваться на его частном содержании.
В таком случае имя может выполнять в речи функцию темы, позволяя мыслить в рамках обозначенного смысла, а понятия функционально могут выполнять роль предикатов, проясняя смысл, наполняя его тем содержанием, которое отображает (репрезентирует) наш опыт. Возможно, в связи с этим человеку присуща функциональная асимметрия больших полушарий. В русле наших рассуждений левое (речевое) полушарие уместно назвать понятийно-семантическим, а правое - именным или языковым, где язык является сознательным аналогом образа мира. Продукты речевой активности в их соотнесении с правым, языковым полушарием подвергаются пробе на истинность. В свою очередь, это отношение, левое - правое, может служить основой внутреннего диалога, то есть порождать внутреннюю речь как реальное мышление [3].
Задание 2. Опишите процесс речепорождения, который выделяет Л.С. Выготский. Охарактеризуйте каждый этап (фазу)
Л. С. Выготский составил схему внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей этапы:
1) мотивация, намерение;
2) мысль – речевая интенция;
3) опосредование мысли во внутреннем слове;
4) опосредование мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы;
5) опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи [1].
Задание 3. Прочитайте цитату из работы Л.С. Выготского «Мышление и речь». Докажите, что данное высказывание можно отнести к психолингвистике третьего поколения
Данное высказывание относится к психолингвистике третьего поколения, т.к. для него полностью неприемлем принцип реактивности. В данном высказывании можно заметить автономию от лингвистических моделей, т.е. преодоление изоморфизма языковых и психологических структур. Автономные психолингвистические операции имеют одновременно когнитивную и коммуникативную природу. Они приобретают когнитивный характер, конкретно реализуясь в общении, взаимодействии, речевом воздействии.
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2: Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6: Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984.
3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
4. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды/ – М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. (Психологи Отечества). – 432 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1.