1. Роль научения в возникновении и преодолении психической патологии
2. Модель тревожного расстройства в рамках поведенческого подхода
3. Модель раннего детского аутизма (РДА) в рамках поведенческого подхода
4. Модели хронических психических расстройств с позиции поведенческого подхода
5. Модели межличностных нарушений с позиции поведенческого подхода
Список использованных источников
1 Роль научения в возникновении и преодолении психической патологии
В самом общем виде научение можно определить как формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой.
В формах научения, присущих человеку, можно выделить сенсомоторное, моторное, вербальное (научение языку) и интеллектуальное научение.
2 Модель тревожного расстройства в рамках поведенческого подхода
Поведенческая терапия как систематический подход к диагностике и лечению психологических расстройств возникла относительно недавно — в конце 50-х годов прошлого века. На ранних стадия развития поведенческая терапия определялась как приложение «современной теории научения» к лечению клинических проблем. Понятие «современные теории научения» относилось тогда к принципам и процедурам классического и оперантного обусловливания.
3 Модель раннего детского аутизма (РДА) в рамках поведенческого подхода
Большинство детских расстройств, когда человек вырастает, или изменяют свою форму, или исчезают. Но есть два расстройства, которые возникают в детстве и, как правило, в неизменном виде продолжаются всю жизнь: аутизм и умственная отсталость. Эти расстройства стали предметом множества научных исследований. Кроме того, клиницисты разработали широкий спектр терапевтических методов, способных значительно изменить жизнь людей с такими проблемами.
4 Модели хронических психических расстройств с позиции поведенческого подхода
Ряд психических заболеваний развивается быстро и заканчивается полным выздоровлением. Это некоторые алкогольные психозы (белая горячка), острые психозы при общих инфекционных заболеваниях, острые реактивные состояния. Другие заболевания характеризуются длительным течением, причем многие из них отличаются постепенным появлением и нарастанием психических нарушений. По терминологии ст. 21 УК это так называемые хронические психические расстройства.
5 Модели межличностных нарушений с позиции поведенческого подхода
Расстройства личности являются одной из спорных тем клинической психологии, поскольку болезненное (патологическое) личностное функционирование осуществляется по тем же закономерностям, что и здоровое (нормальное), только в измененных условиях.
К этим измененным условиям относятся: нарушение структуры иерархии мотивов; формирование патологических потребностей и мотивов; нарушение смыслообразования; нарушение саморегуляции и опосредования; нарушение критичности и спонтанности; нарушение формирования характерологических особенностей личности.
1. Александров, А.А. Современная психотерапия: курс лекций / А.А. Александров. – СПб.: Академический проект, 1997. – 335 с.
2. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патология психики / Р. Комер. СПб. 2002.
3. Мейер, В. Методы поведенческой терапии / В. Мейер, Э. Чессер. СПб.: Речь, 2001. – 256 с.
4. Хьелл, Л.А. Теории личности / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер; пер. с англ. – 3-е изд.-СПб.: Питер, 2008.-607 с.