Введение
1 Понятие совладающего поведения в психологической науке
2 Основные подходы к пониманию совладающего поведения
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последние десятилетия в психологических исследованиях, посвященных изучению социально-психологических процессов, происходящих в неблагоприятных жизненных ситуациях, всё чаще упоминается феномен совладающего поведения. В зарубежной психологии проблеме психологического преодоления или копинг-поведения («coping behavior») уделяется значительное внимание.
Согласно А.Ю. Маленовой, особый научный интерес представляет поведение личности относительно трудных жизненных обстоятельств, которые неизбежно возникают в процессе жизнедеятельности [1, с. 25].
Способы разрешения внутренних противоречий выполняют такую важную функцию как совладание с неопределенными, стрессовыми или конфликтными ситуациями, которые содержат в себе противоречия между требованиями социума индивидуальностью человека, что, безусловно, не проходит бесследно в процессе его жизни. Как отмечает отечественный исследователь А.В. Либин, то, как человек реагирует на неблагоприятные жизненные обстоятельства, во многом определяет степень гармоничности развития его индивидуальности [2, с. 64].
1 Понятие совладающего поведения в психологической науке
В современной психологии пока нет единого понимания совладающего поведения и определения копинг-стратегий.
Термин «копинг» (от английского слова «coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. Этот термин в научный оборот ввел Р. Лазарус, который под совладанием понимал поведенческие и когнитивные усилия, предпринимаемые человеком для ослабления влияния стрессовых обстоятельств.
2 Основные подходы к пониманию совладающего поведения
Проблема изучения копинг-поведения наиболее широко представлена в зарубежной литературе. Основные подходы к пониманию копинг-поведения преимущественно разработаны такими зарубежными исследователями как
С. Карвер, Р. Кесслер, Р. Лазарус, Р. Моос, Л. Перлин, С. Фолькман,
М. Шейдер.
Анализ литературы позволяет выделить следующие подходы к пониманию совладающего поведения:
1. Неопсихоаналитический подход. Основу этого подхода составляет эго-аналитическая модель З. Фрейда. Здесь копинг-процессы отождествляются с эго-процессами, которые направлены на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. З. Фрейд не выделял понятие «адаптация» как отдельный процесс в жизни человека, но полагал, что использование защитных механизмов приводит к развитию невроза, идея о возможности прохождения процесса адаптации индивидом, выступает как один из вариантов деятельности защитных механизмов. Согласно З. Фрейду защитные механизмы являются не только инструментом подавления негативных эмоций, возникающих у человека, но и определенными специфическими реакции, которые создают основу для возникновения особого типа поведения личности в условиях кризиса.
Заключение
В современной психологической литературе совладающее поведение и копинг-стратегии изучаются в различных ракурсах. Понятие «копинг» охватывает широкую сферу, от бессознательных психологических защит до осознанного и целенаправленного умения совладать со стрессовыми и тревожными ситуациями. Копинг – это поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам.
Совладающее поведение – это сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, направленные на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.
1 Маленова, А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания: на примере ситуации экзамена: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Ю. Маленова. – Омск, 2007. – 209с.
2 Либин, А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? / А.В. Либин, А.В. Либина // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. – Москва, 1998. – С. 190-204.
3 Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Свет, 2007. – 60 с.
4 Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 127-130.
5 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
6 Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 45-49.
7 Левченко, В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / В.О. Левченко. – Ставрополь, 2010. – 238 с.
8 Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – № . – С. 15-25.
9 Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – № 1. – С. 125-128.
10 Камынина, И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Камынина. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 212 с.