ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2 СТРАТЕГИИ ВЫБОРА И ПРИНЯТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЙ
3 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТРОЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный мир невозможно представить без общения. Именно оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Общение – это главное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека, его психических процессов, свойств человека, а также функций. Говоря о общении, как о главном условии развития личности, нельзя не заметить, что грамотность в общении необходима всем. Именно грамотность определяет степень компетентности человека. Общение человека, всегда возникает при пересечении его деятельности с деятельностью другого. В таком случае можно сказать, что компетентность способствует профессиональной эффективности человека. Общение – это важный фактор психологической профилактики. если человек не умеет общаться, то неизбежно это приведет к одиночеству, что может спровоцировать невротические состояния и даже привести к суициду. То есть если обобщить, то можно сказать, что компетентность в общении прежде всего предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном потенциале, психологическом потенциале партнера, в ситуации и задаче.
1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
Наблюдение — это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях. Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции. К наблюдению предъявляются требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации.
Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, «синтетичности», а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов [2, с. 112-113].
2 СТРАТЕГИИ ВЫБОРА И ПРИНЯТИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЙ
В зависимости от ситуации, в которой принимаются решения, они подразделяются на стандартные и нестандартные. Стандартные решения принимаются в часто повторяющихся производственных ситуациях. Они содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и другой действующей документации; при их принятии используется опыт других специалистов и организаций. В инженерно-технической службе до 60-65% всех решений (у инженера АТП - 80-83%, у главного инженера-45-55%) приходится на подобные повторяющиеся производственные ситуации. Решения при этом принимаются по следующей схеме: анализ рыночной или производственной ситуации → ее идентификация с одной из стандартных → принятие решения по правилам или по аналогии со стандартным. Каждая операция (мероприятие, программа) оценивается ее эффективностью, т.е. вкладом в достижение цели, который обеспечивается при ее выполнении. В общем случае показатель эффективности, или целевая функция, может зависеть от трех групп факторов (или подсистем): ЦП = U = U(al,a2,a3,...,an;xl,x2,x3,...,xm;zi,z2,z3,...,zk). Первая группа факторов (а1,..,аn) характеризует условия выполнения операции, которые заданы и не могут быть изменены в ходе ее выполнения. Вторая группа факторов (xl,...,xm), которая иногда называется элементами решения, может меняться при управлении, влияя на целевую функцию. Эти управляемые факторы выбираются из дерева систем ТЭА [8, с. 204].
Третья группа факторов – заранее неизвестные условия (z1,...,zk), влияние которых на эффективность неизвестно или недостаточно изучено. Первая и третья группы факторов иногда условно объединяются общим понятием «природа» (или «производство»), которое характеризует все внешние для системы условия, влияющие на исход операции, мероприятия, программы. В зависимости от объема и характера имеющейся информации решения подразделяются на: принимаемые в условиях определенности; при наличии риска; в условиях неопределенности.
3 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Основные положения: методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля: низкий, средний или высокий коммуникативный контроль. Согласно М. Снайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.
Тест имеет деление уровней коммуникативного контроля по следующим градациям: низкий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется высоким уровнем импульсивности в общении и взаимодействии с окружающими, низкой дифференцированностью поведения, что вызывает раскованность во взаимодействии с партнерами по общению; средний уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется сдержанностью и низкой эмоциональностью в общении, искренностью и непосредственностью при взаимодействии с окружающими; высокий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональной сдержанности и контроля своего поведения при взаимодействии с окружающими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Основными методами эмпирического исследования являются наблюдение (преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях), эксперимент (исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении), сравнение (сопоставление объектов с целью выявления сходства или различия между ними) и измерение (осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества).
2. Существуют два варианта принятия инженерных решений стандартные и нестандартные. Стандартные решения принимаются в часто повторяющихся производственных ситуациях. Они содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и другой действующей документации. Выработка нестандартных вариантов связана с поиском новых альтернативных вариантов.
1. Аксенова, Л. Н. Методология профессионального образования: учеб.-метод. пособие для магистрантов специальности 1-08 80 03 «Теория и методика профессионального образования» / Л.Н. Аксенова, И.В. Морозова. – Минск: БНТУ, 2015. – 107 с.
2. Берков, В.Ф. Методология науки. Общие вопросы: учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Минск: РИВШ, 2009. – 396 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1986. – 48 с.
4. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1996. –312 с.
5. Лойко, А.И. Основы научных исследований: метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов всех специальностей / А.И. Лойко, И.И. Терлюкевич, В.И. Канарская; под общ. ред. А.И. Лойко. – Минск: БНТУ, 2012. – 83 с.
6. Лудченко А.А. Основы научных исследований : учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд., стер. – К.: О-во «Знание», КОО, 2001. – 113 с.
7. Педагогическая диагностика в системе методической работы [Электронный ресурс] // Инфоурок: библиотека материалов. – Режим доступа: https://infourok.ru/pedagogicheskaya-diagnostika-v-sisteme-metodicheskoy-raboti-1366549.html.
8. Половинкин, А.И. Основы инженерного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.
9. Республиканский портал «Профессиональное образование» [Электронный ресурс] / Респ. ин-т проф. образования. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/.
10. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.
11. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
12. Ташлинская, Е.М. Методологические аспекты инженерной деятельности / Е.М. Ташлинская // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2015. – №1. – С. 29-32.
13. Ташлинская Е. Ш. Профессиональная культура инженера // Техногенная эра в судьбе человека, общества, мира: сборник научных трудов. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. – С. 35-48.
14. Хатько, В.В. Основы научных исследований и инновационной деятельности: учеб.-метод. пособие к практическим занятиям для студентов [Электронный ресурс] / В.В. Хатько; Бел. нац. техн. ун-т, кафедра микро- и нанотехники // Репозиторий БНТУ. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/11504.
15. Шейнбаум, В.С. Методология инженерной деятельности: учеб. пособие / В.С. Шейнбаум. – Н. Новгород: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2007. – 360 с.