ВВЕДЕНИЕ
Детей дошкольного возраста характеризует бурное физическое и психическое развитие. Развиваются движения рук, улучшается координация движений, начинают развиваться мелкие мышцы рук, и это позволяет ребенку осваивать все более сложные движения [10, c. 116].
Лепка – это один из самых предпочитаемых видов детской деятельности, где ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Лепка для детей дошкольного возраста - это еще и возможность «приблизить» к себе мир взрослых, например, слепить морковку, чтобы накормить ей зайку или получить такие же бусы, как у мамы. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг, также, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.
Цель реферата: обобщить педагогические условия эффективной организации предметной лепки с детьми дошкольного возраста.
Задачи реферата:
1. Описать виды лепки, материалы и оборудование для занятия лепкой.
2. Обобщить задачи учебной программы дошкольного образования по предметной лепке в возрастных группах.
3. Проследить этапы формирования способов лепки и технических приемов предметной лепки в младшей, средней и старшей группах.
4. Выявить эффективные методы и приемы обучения предметной лепке. Возрастные особенности их использования.
1. Материалы м оборудования для занятия лепкой
1.1. Особенности подготовки материалов и оборудования к занятию
Успехи детей на занятиях лепкой во многом зависят от того, какими пластическими материалами они пользуются. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступен ему по физическим возможностям и приятным для работы.
К самым популярным материалам для лепки в детском саду относят пластилин, глину, тесто, снег, песок [5, c. 44].
«Пластилин - это искусственно созданный пластический материал из сочетания глины, воска, масел и красителей. Пластилин - материал упругий и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Лучше всего это делать в теплой воде. Пластилин бывает однотонным и цветным» [4, с. 32-33].
Вещь, вылепленная из пластилина, должна иметь хорошо заглаженную поверхность. Заглаживают ее пальцем, смоченным водой, и тогда поверхность становится как бы полированной, блестящей.
«Глина - это самый доступный природный материал для занятий лепкой в любом возрасте. Мягкость глины дает возможность использовать ее на занятиях с самыми маленькими детьми» [4, с. 35-36].
Хорошая глина встречается в тех местностях, где имеются гончарные производства. Там глина натриевая, пластичная, хорошо лепится, при сушке и закалке в муфельной печи не лопается, она мелкозернистая, красивого оттенка.
Найдя глину, нужно попробовать ее на лепкость. Если смоченный кусочек глины растягивается между большим и указательным пальцами, не рвется, то глина пригодна для лепки. Глину хранят в сухом виде. К работе ее готовят за неделю [1, c. 21].
2. Задачи учебной программы дошкольного образования по предметной лепке в возрастных группах
Для организации занятий лепкой воспитателю важно знать не только возрастные и невидалые особенности детей, но и программно-методические задачи.
Обучение лепке начинается с младшей группы, где воспитатель дает первые представления и навыки действия с материалами: «содействовать формированию интереса к лепке, знакомить со свойствами материала (мягкий, пластичный - можно отрывать, что-то делать из него), учить правильно пользоваться глиной (не разбрасывать ее, лепить за столом), обучать простейшим техническим приемам (отрывать, раскатывать, соединять), учить лепить несложные предметы (палочки, мячик)» [11, с. 149].
Можно говорить, что в этом возрасте как раз и начинается работа с предметной лепки. Дети овладевают умением лепить предметы простейшей формы: столбики, карандаши, палочки.
Научившись лепить предметы цилиндрической и шаровидной формы, дети могут изображать и более сложные, как, например, забор из нескольких столбиков, баранку из согнутого столбика, башенку из нескольких колец, погремушку из столбика и шара.
Воспитатель не забывает в процессе освоения детьми практических навыков также решать задачи воспитательного характера.
В средней группе задачи обучения детей лепки и в частной предметной лепки значительно усложняются. Они предусматривают «побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки обращать внимание на форму предметов и величину» [11, с. 209].
3. Формирование способов лепки и технических приемов предметной лепки в младшей, средней и старшей группах
В рамках организации занятий или свободной деятельности детей воспитателю важно правильно сформировать у воспитанников способы и приемы лепки с учетом возрастных особенностей.
В младшем дошкольном возрасте занятия лепкой проводятся по подгруппам по 5-8 минут. После знакомства с материалом реализуется фронтальная работа со всей группой.
В младшем дошкольном возрасте применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение [7, c. 21].
Для действий детей этого возраста характерно раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.
Необходимое условие при обучении малышей – введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку.
В среднем дошкольном возрасте добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание).
Здесь уже воспитатель использует полный или частичный показ с объяснением [7, c. 33].
Воспитателю важно научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия. Для этого он проводится обследование предмета. Наглядные объяснения воспитателя (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу.
4. Методы и приемы обучения предметной лепке. Возрастные особенности их использования
Во многом успех обучения дошкольников навыкам предметной лепки зависит от того, какие методы и приемы использует воспитатель в своей работе, как содержание (игровую ситуацию) он предлагает детям, как формирует у них практические навыки.
В классической педагогике под методами обучения предметной лепке понимают специально организованную практическую и познавательную деятельность детей и воспитателя, в ходе которой решаются образовательные задачи учебной программы дошкольного образования.
В свою очередь методы обучения предметной лепки состоят из совокупности конкретных шагов – приемов.
Традиционной классификацией методов обучения принято считать их разделение по каналу информации из которого ребенок получает знания и практические навыки, а именно [5, c. 50]:
- наглядные методы (рассматривание образца или технологической карты);
- словесные методы (объяснения и инструкции воспитателя);
- практические методы (собственно предметная лепка и ее элементы).
При этом стоит учесть, что для детей дошкольного возраста каждую единицу информации лучше всего презентовать с использованием всех трех каналов информации, тогда воспитатель может быть уверен, что ребенок усвоит предложенное содержание.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
- информативно- рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, значение лепки заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Как утверждала Н.А. Курочкина, «эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества, что каждый ребенок является творцом эстетических ценностей. В процессе занятий лепкой создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, таким образом, у детей развивается чувство прекрасного и формируется эстетический вкус» [9, с. 76-77].
В лепке объемная форма предмета выходит на первое место, которая формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Яркие, выразительные образы в скульптуре вызывают эстетическое переживание, помогают дошкольникам глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке.
Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей: повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел.
1. Алексахин, Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке: Учебное пособие / Н.Н. Алексахин. - М.: Агар, 2012. - 47 с.
2. Белевич, Е.К. Обучение детей средней групп лепке /Е.К. Белевич // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. - С. 29-33.
3. Волкова, А.А. Лепка в детском саду /А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11/12. - С. 33-37.
4. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов / В.С. Горичева, М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 192 с.
5. Гусарова, И.Л. Лепка в детском саду: Лекция для студентов заочников дошкольных факультетов педагогических институтов /И.Л. Гусарова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 86 с.
6. Комарова, Т.С. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова, Е.В. Лебедева, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова. - М.: Логос, 2009. - 68 с.
7. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей / Е.А. Коссаковская. - М.: Академия, 2012. - 71 с.
8. Курочкина, Н.А. К вопросу о приемах обучения предметной лепке детей старшей группы детского сада (5 лет) /Н.А. Курочкина // Научно-теоретическая конференция: Краткое содержание докладов. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
9. Курочкина, Н.А. Сенсорные основы лепки у детей дошкольного возраста / Н.А. Курочкина // Дошкольная педагогика: Ученые записки. - Спб.: Питер, 2012. - С. 56-78.
10. Скопина, О.А. Проблема развития детского пластического творчества в лепке в художественно-педагогических трудах Н.Б. Халезовой /О.А. Скопина // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 2013. - С. 116-119.
11. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012 – 416 с.