ВВЕДЕНИЕ
1. Роль российских педагогов в развитие педагогической науки
2. Краткие автобиографические сведения и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
3. Характеристика основных педагогических взглядов В. А. Сухомлинского
4. Вклад в развитие дошкольной педагогики Е. И. Тихеевой, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Национальная педагогика – это опора страны. Если вы этого не знаете и не применяете, то нам всегда будут предложены «чужие решения», за которые вам придется платить своими собственными деньгами, временем и усилиями. И система образования будет строиться «на песке», а не на прочном отечественном фундаменте. Поэтому совершенно необходимо знать и изучать достижения самых известных российских педагогов. Они представляют собой золотой генофонд России, который способен решить главную задачу-воспитание людей, от которых будет зависеть будущее страны и всего человечества.
У педагогов по существу две основные задачи: определить и сохранить традиционные ценности в воспитании людей и вовремя измениться, разработать систему обучения в соответствии с меняющимися временами и миссией народа. Всему этому надо учиться у своих предшественников – знаменитых учителей Отечества.
1. Роль российских педагогов в развитие педагогической науки
Строительство системы образования после Октябрьской революции заняло довольно много времени. Все учебные заведения были переданы Народному Комиссариату просвещения, который в 1920 году обеспечивал учебную программу единой советской школы. Многие имена знаменитых русских педагогов оставили яркий след в педагогическом наследии отечественной и мировой педагогической науки.
Педагогическая деятельность А. С. Макаренко связана с воспитательной деятельностью. Он разработал систему воспитания, полностью отвечающую задачам построения социалистического общества, создал теорию воспитательного коллектива. Трудовое воспитание он считал главным в воспитании личности. Идеи Макаренко послужили основой для возникновения социальной педагогики [1, с. 116].
С. Т. Шацкий (1878 – 1934). Известен как создатель экспериментальных учебных заведений «Сеттльмент» (1906), «Бодрая жизнь» (1911), «Первая опытная станция» (1919 – 1932). В этих учреждениях апробировались идеи студенческого самоуправления, воспитания как организации жизни детей, лидерства в школьном сообществе и др. Источник развития педагогической науки С. Т. Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельства, лежащие вне такого процесса (влияние улицы, Семьи, сверстников и т. д.). Он считал, что основное влияние на развитие ребенка оказывают не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Этот подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Учитель выразил сомнение в правомерности создания педологии как новой отрасли знания, но и отверг примитивный социологизирующий подход к ребенку, считая безумием «ломать» детскую природу и «ковать» нового человека во имя прекрасного завтра.
2. Краткие автобиографические сведения и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
Одним из основоположников русской педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870). Ушинский родился в Туле, детство провел в Черниговской губернии, в небольшом имении своих родителей. В 1844 году он блестяще окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора канцелярских, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. В 1849 году он был отстранен от должности из-за участия в беспорядках, организованных учащимися лицея. Он служил в Министерстве внутренних дел, сотрудничая с такими журналами, как «Современник» и «Библиотека для чтения», где публиковались его переводы с английского языка, рецензии и очерки [2, с. 32 ].
В 1854 году он был назначен на должность преподавателя Гатчинского сиротского института, а в 1855 – 1859 годах – его инспектором, то есть заведующим учебной частью.
В 1859-1862 годах он был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860 – 1861 годах одновременно редактором «Журнала Министерства народного просвещения». С 1862 года К. Д. Ушинский, после освобождения от работы и до самой смерти, интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального образования. Уже в своей первой педагогической статье «О пользе педагогической литературы» (1857).
К. Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует: соединению педагогической теории с практикой; превращению педагогики в основу педагогического искусства, опирающегося не только на абстрактные теоретические схемы, но и на особенности исторического опыта отечественного образования.
3. Характеристика основных педагогических взглядов В. А. Сухомлинского
Выдающийся педагог XX в. (1918 – 1970) В. А. Сухомлинский вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Василий Александрович строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
4. Вклад в развитие дошкольной педагогики Е. И. Тихеевой, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой
Елизавета Ивановна Тихеева (1866 – 1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России [1, с. 65].
Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.
Е. И. Тихеева стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913–1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией. Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.
В своих трудах («Родная речь и пути к ее развитию», «Современный детский сад, его значение и оборудование», «Дома ребенка в Риме, их теория и практика» и др.) она развивала свою теорию дошкольного воспитания, подвергнув при этом обоснованной критике систему М. Монтессори. Е. И. Тихеева считала, что в отличие от домов ребенка атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день, педагогическое наследие известных русских педагогов продолжает быть актуальным и продолжает изучаться современной наукой.
К. Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Важную мысль в истории развития педагогической мысли России сыграли такие педагоги, как С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Водовозова Е. И. Тихеева, А. С. Симонович и др.
1. Варенова, Т. В. Краткая история педагогики : учеб. пособие / Т. В. Варенова. – Минск : ООО «Асар», 2004. – 256 с.
2. Горленко, В. П. Развитие педагогической мысли в России и Беларуси : практическое руководство / В. П. Горленко. – Гомель : УО ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – 79 с.
3. Джуринский, А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
5. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) : учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2005. – 603 с
6. Хатламаджиян, В. Х. Развитие гуманистических традиций в трудах и педагогической деятельности В. А. Сухомлинского / В. Х. Хатламаджиян // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4. С. – 35 – 39.
7. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М. : Академия, 1996. – 210 с