1. Древнегреческая мифология в изданиях для детей. Специфика ознакомления дошкольников с мифами.
2. Творчество С.Я. Маршака в учебной программе учреждения дошкольного образования.
3. Новаторство К. Чуковского-сказочника.
4. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству К. Чуковского детям.
Список использованной литературы
1. Древнегреческая мифология в изданиях для детей. Специфика ознакомления дошкольников с мифами.
Мифы – это повествования, в которых передаются представления людей о мире, о месте, занимаемом в нем человеком, о богах и героях, о происхождении всего сущего. Кроме того, миф считается одной из самых древних форм сознания человека, которая передает знание о восприятии и описании мира.
Типология мифов (по И.Г. Добрицкой):
- космогонические – мифы о происхождении мира;
- эсхатонические – мифы о конце света;
- теологические – мифы о происхождении богов;
- антропологические – мифы о происхождении человека;
- календарные – мифы, воспроизводящие природные циклы аграрных народов [1, с. 6].
Наибольшую популяризацию получила в детской литературе мифология Древней Греции – адаптированные издания о древнегреческих богах, героях, чудовищах и др. Эта тенденция не новая. И.Г. Минералова, отмечает, что «античный миф входил в художественную речь и художественное сознание ребенка в Российской империи через изучение древнегреческого языка и латыни» [5, с. 44]. Однако издревле на Руси существовал свой славянский пантеон и относящиеся к нему мифология.
В 20 в. одним из первых стал адаптировать мифы для детского чтения К. Чуковский, которому принадлежит сказка на основе древнегреческого мифа «Храбрый Персей».
Легенды и предания древнего мира собраны в издании для детей Льва и Всеволода Успенских «Мифы Древней Греции».
В книге В. Смирновой «Герои Эллады», которая может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста, пересказаны легенда об аргонавтах и подвиги Геракла.
Младшим школьникам адресованы пересказы древнегреческого эпоса, подготовленные Е. Тудоровской: «Троянская война и ее герои», «Приключения Одиссея».
Книга С. Седова «Геракл. 12 подвигов: как это было на самом деле. Рассказ очевидца» содержит вольный пересказ мифов о Геракле для школьников.
2. Творчество С.Я. Маршака в учебной программе учреждения дошкольного образования.
С.Я. Маршак – талантливый советский поэт, переводчик, сценарист, драматург, литературный критик. Но наибольшую известность автор получил за книги для детей. В его творческом наследии стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления – «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Где обедал воробей», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др.
В поэзии С.Я. Маршака, по мнению И.Г. Добрицкой, для детей были разработаны ведущие жанры – поэма, баллада, лирическое стихотворение, стихотворная сатира. А также получили развитие следующие темы:
- тема труда представлена стихотворениями «Почта», «Пожар», «Война с Днепром»;
- тема детства как важного периода в человеческой жизни – стихотворение «Дети нашего двора», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Великан»;
- новая для советской поэзии тема природы – стихотворения «Разноцветная книга», «Круглый год», «Лесная книга» [1, с. 53-54].
Звучание поэзия Самуила Яковлевича перекликается с фольклорными традициями, что проявилось в повышенном чувстве ритма, яркости и зримости образов, лаконичности используемых художественных средств.
Отличительная черта поэзии Самуила Яковлевича – юмор. Иронией наполнена «Сказка о глупом мышонке», которая требует от детей поиска подтекста, важного для раскрытия смысла всего произведения. Известное стихотворение «Багаж» также в юмористическом ключе передает историю дамы, сдававшей багаж. В тексте нет нелепых, открыто смешных эпизодов, но перечисление всех вещем, многократное повторение перечислений заставляет читателя улыбнуться. Отрыто смеется автор над героем стихотворения «Вот какой рассеянный», каждая новая строфа в нем – новая черта смешной рассеянности.
С.Я. Маршак является организатором советского детского театра, автором пьес-сказок «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Терем-Теремок» и многих других. Начав с маленьких одноактных пьес, выросших из фольклора и напоминающих веселые подвижные игры, Маршак постепенно переходит к многоактным драматическим произведениям («Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Умные вещи»). Его пьесы, насыщенные музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами, развивают богатые традиции народного театра.
3. Новаторство К. Чуковского-сказочника.
Корней Чуковский (Николай Корнейчуков) вместе с В. Маяковским и С. Маршаком считается создателем советской литературы для детей. Широко известны его заповеди для «детских поэтов» в книге «От двух до пяти», основанные на личном опыте, на трудах поэтов-соратников, а так же на образцах произведений для детей – «Конек-горбунок» Н. Ершова, сказки А.С. Пушкина и басни И.А. Крылова. В них Корней Чуковский призывал мастеров слова, берущихся за создание текста для детей, делать свои произведения наиболее подходящими для восприятия детьми, не перегружать лишними деталями и прилагательными, привносить в них игровой элемент, легкость и непосредственность, юмор. Произведения самого Корнея Ивановича Ю. Тынятов называл «детским комическим эпосом за сатирическую манеру подачи.
Первым «сказочным» опытом К. Чуковского является стихотворная сказка «Крокодил». «В этой сказке перед читателем впервые в литературе для детей открывается улица большого города, с ее движением, с массой разнообразного народа» [4, с. 310]. Действие сказки характеризуется динамичностью сюжета, резким конфликтом между зверями и людьми, который заканчивается примирением между сторонами. Этим сказка помогает детям наладить культуру общения между собой, находить причины для примирения даже в самой сложной ситуации.
Перед маленькими читателями появляется юный герой Ваня Васильчиков – пример подражания для всех детей, смелый и отважный мальчик, такой же, как и читатели сказки, который выступает на стороне добра и побеждает зло. Так же как маленький воробей спасает всех от страшного Тараканища, бабочка, потушившая море синее своими крылышками. «Маленький» герой характерен и для другой сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», где маленький комарик побеждает злодея-паука. Такой прием победы маленького над большим является традиционным и для фольклорных сказок. В данной сказке автор поднимает этические проблемы: тараканы и букашки, которые веселятся с мухой, когда все хорошо, но не желающие воевать с пауком. Дошкольный возраст – время, когда человек заводит первые дружеские отношения, учится дружить, а сказка помогает правильно выбирать друзей.
В стихотворной сказке «Айболит», по законам народного сказочного эпоса, доктор идеализируется, он «всем поможет, исцелит», помчится в Африку через моря, высокие горы, чтобы вылечить маленьких животных от разных болезней. Обретает силу Медведь из сказки «Краденое солнце», чтобы победить Крокодила и вернуть солнце на небо.
4. Разработайте вопросы к литературной викторине по творчеству К. Чуковского детям.
1. Где живут малыши, которых должен спасти доктор Айболит? (На Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо-По, где гуляет Гипо-по по широкой Лимпопо)
2. Чем потчует доктор Айболит больных зверят? (Гоголем-моголем)
3. Кто принес Мухе-Цокотухе сапожки? (Блошки)
4. Узнай героя по цитате: «Муху за руку берет и к окошечку ведет: Я злодея погубил, я тебя освободи, а теперь, душа-вешица, на тебе хочу жениться!» (Комарик)
5. Что сделали волки из сказки «Тараканище» от испуга? (Скушали друг друга)
6. Что крикнул Мойдодыр, когда «ударил в медный таз»? (Карабарас)
7. Отгадай загадку К. Чуковского:
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
8. Отгадай загадку К. Чуковского:
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
9. Отгадай загадку К. Чуковского:
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки)
10. Продолжи: «Ох, нелегкая эта работа…» (из болота тащить бегемота) «Телефон»
11. Продолжи: «А за ними вдоль забора скачет…» (бабушка Федора)
12. Узнай героя: «Позвонили и запели: - Неужели в самом деле все сгорели карусели?» (газели)
13. «Ехали медведи на велосипеде…» (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»