1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка
2. Особенности усвоения грамматического строя речи. Типичные грамматические ошибки в речи детей, их причины
3. Задачи формирования грамматической правильной речи
4. Организация работы по формированию грамматики правильной речи
Анализ книги К.И. Чуковского «От двух до пяти», особенности словотворчества детей
Игры для исправления ошибок
Список использованных источников
1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.
Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.
Грамматическая абстракция, по характеристике А.А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т.е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики» [].
2. Особенности усвоения грамматического строя речи. Типичные грамматические ошибки в речи детей, их причины
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.
Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.
3. Задачи формирования грамматической правильной речи
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путём подражания. При формировании грамматически правильной речи детей различают работу над её морфологической и синтаксической стороной.
Морфология – изучает грамматические свойства слова, его формы.
Синтаксис – словосочетания и предложения. В норме к восьми годам ребёнок полностью усваивает грамматический строй языка.
Задачи формирования грамматически правильной речи детей.
1. Исправление грамматических ошибок в речи детей.
2. Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.
3. Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий (начиная с младшей группы).
4. Организация работы по формированию грамматики правильной речи
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во-вторых – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, логика языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания. При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - словосочетания и предложения.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.
В работах великий лингвист А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней (от 1 года 3 мес. До 1 года 10 мес).
Анализ книги К.И. Чуковского «От двух до пяти», особенности словотворчества детей
Эта книга адресована не детям. Это веселый и талантливый учебник детоведения. Книга рассказывает о детстве как творчестве и творчестве как «возвращении» к детству. Это книга о душе ребенка. Это - слово – и первое! – против авторитарной педагогики и за педагогику доверительную.
К. Чуковский настаивал на научной ценности книги. Книга уникальна и по материалу (документальные данные о речевом, познавательном и личностном развитии), и по манере изложения. К. Чуковский в занимательной форме обобщил результаты своих научных открытий, вошедших в золотой фонд детской психологии и дошкольной педагогики. К его труду обращались классики психологии: Л.С. Выготский, А.В. Запоржец, Д.Б. Эльконин.
К. Чуковский показал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой и звуковой стороне речи.
Языковая игра – игра мыслями, словами, звуками, рифмами – гениальное открытие К.И. Чуковского. Также он открыл и описал специфически детский способ ориентировки в языковой материи и духе языка. Ребенок чтобы проникнуть в системные, родственные связи слов занимается словотворчеством. Языковая игра становится специфически детским способом обследования и осознания слова, его строения и смысловых (системных) связей с другими словами. К. Чуковский отстаивал за ребенком право на творчество; он очень точно подметил возраст (от 2 до 5), когда творчество ребенка особенно искрометно.
К. Чуковский бережно относился к детским логическим ошибкам. Он считал, что они побуждают к поиску, размышлению, дают развивающий эффект – создают зону ближайшего развития, т.е. саморазвития. Здесь очень важна роль взрослого: при адекватном общении этап овладения сменяется этапом владения языком (в школе).
Игры для исправления ошибок
Кто внимательный?
Цель – учить выделять звук из слова.
На карточках дано несколько изображений, например: васильки, велосипед, дверь, ворона, телевизор. Необходимо назвать одинаковый звук в словах.
Придумайте новое слово
Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.
Дополните предложенные сочетания букв до слов.
(я) – мы Оскол – (ок)
(кума) – ч (С,ото) – прут
Кама – (ринская) (и,Бо) – рис
(за,у,) – дача (и) – волга
Заря – (д) рыба – (лка,к)
Пол... .(ено, ка) Бор… (т,овик,ьба)
Что нарисовано?
Цель – учить правильно ставить ударения в словах.
Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.