ВВЕДЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВИДЫ И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В НАУЧНОМ И ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ. АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
МЕТОДИКА «ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИЕЙ ПЕДАГОГА» (О.М. ЧОРОСОВА, Р.Е. ГЕРАСИМОВА) – 3 ПЕДАГОГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из направлений современной образовательной политики является достижение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важным условием обновления образования является повышение уровня профессионального мастерства работников образования, непрерывное и планомерное повышение квалификации, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, стажировках, вовлеченности в различные формы сопровождения и поддержки.
Под удовлетворенностью профессиональной деятельностью понимается соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполненности относительно условий и процесса профессиональной деятельности. Изучение удовлетворенности подразумевает определение факторов, влияющих на оценку и отношение педагогических работников к собственной профессиональной деятельности, и позволяет установить степень расхождения между ожиданиями и потребностями педагогов относительно составляющих профессиональной деятельности и их реализацией, что в свою очередь предоставляет возможность для выявления области основных проблем профессиональной деятельности педагога, определения перспективных направлений работы по сопровождению и поддержке педагогических работников.
Цель: определить уровень удовлетворенности профессией педагога.
Задачи:
- охарактеризовать эксперимент как метод научного исследования. виды и этапы эксперимента. обработка результатов эксперимента.
- рассмотреть метод морфологического анализа в научном и техническом творчестве, ассоциативные методы научного поиска.
- провести диагностику уровня удовлетворенности профессией педагога.
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВИДЫ И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
Экспериментальный метод научного исследования – детище Нового времени. Его становление явилось революционной вехой в развитии человеческого познания, и прежде всего, естествознания. Многие историки науки вполне справедливо считают, что именно систематическое применение экспериментального метода знаменовало собой возникновение опытной науки в современном смысле этого слова, пришедшей на смену античному умозрению и средневековой схоластике.
Основателем и пропагандистом эксперимента как самостоятельного метода научного исследования явился Г.Галилей. Опираясь на метод физического эксперимента, он опроверг начала аристотелевской физики и заложил основы классической механики, которая позже получила свое полное развитие в трудах И. Ньютона. Возникнув в недрах физики, экспериментальный метод постепенно расширял сферу своего применения, найдя широкое распространение в химии, биологии, физиологии и других естественных и технических науках. В наше время он все больше проникает и в обществознание (экономика, социология, психология и др.). В методологическом арсенале современной науки эксперименту отводится важнейшая роль как основному общенаучному методу эмпирического исследования.
«Эксперимент – (лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий» [10].
Эксперимент – надежный способ получения достоверных данных. Эффективное его использование в научном исследовании зависит от подготовленности исследователя, умения организовать работу, знания структуры, функции, принципов и условий проведения эксперимента.
Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.
На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов.
МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В НАУЧНОМ И ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ. АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
Термин «морфология» (учение о форме, гр. morphe - форма и logos - учение) ввел в 1796 г. Гете - основоположник морфологии организмов, учения о форме и строении растений и животных. В дальнейшем появилась морфология человека, почв и т.д. Традиционно под морфологией в науке понимается изучение состава и структуры некой системы.
Морфологический анализ – это эффективный способ решения системных задач требующих оригинального решения; основан на классификации, которая позволяет систематизировать материал, сделать его наглядным и доступным. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений. Морфологический анализ можно использовать для составления списка всех возможных вариантов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих возможных решений технических, организационных и прочих задач [1].
Метод разработан в 1930-х годах швейцарским астрономом Фрицом Цвикки, работавшим в США в середине XX века. Впервые морфологический анализ был использован для решения технических задач в 1942 г., когда Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме «Аэроджемн инжиниринг корпорейшн». С помощью этого метода за короткое время ему удалось получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Сейчас морфологический анализ широко применяется в различных областях человеческой деятельности. Развитие метода сформировало отдельное его направление – теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ Г.С. Альтшуллера).
Суть метода - выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), т.е. применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.
МЕТОДИКА «ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИЕЙ ПЕДАГОГА» (О.М. ЧОРОСОВА, Р.Е. ГЕРАСИМОВА) – 3 ПЕДАГОГА
Основные положения:
Цель методики: определение уровня удовлетворенности профессией педагога.
Описание методики: Удовлетворенность профессией оценивается по восьми шкалам:
- отношение к учебному заведению;
- отношения между педагогами;
- удовлетворенность условиями труда;
- удовлетворенность педагога своим положением в коллективе;
- отношение к работе;
- отношение к ученикам;
- отношение к руководителю;
- отношение к педагогическому коллективу. Кроме того, анкета имеет шкалу лжи.
Педагогам был предложен ряд утверждений, с которыми они могли согласиться, не согласиться или согласиться частично. Педагогам необходимо было выбрать один из трех предлагаемых вариантов ответа, который отражает его мнение. Затем необходимо было в колонке для ответов рядом с номером вопроса поставить букву выбранного ответа. Педагогам также была дана установка, что не следует тратить много времени на обдумывание ответов. Необходимо дать тот ответ, который первым приходит в голову. А также было говорено то, что нежелательно прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее», «трудно сказать».
Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов.
Интерпретация: чем выше сумма баллов, набираемая по шкале, тем выше удовлетворенность педагога фактором, который данная шкала отражает. Однако если сумма баллов по шкале лжи составит более 6, то результаты анкеты можно считать недостоверными.
Рабочий план исследования:
1. Подбор диагностического материала.
2. Определение респондентов.
3. Проведение основного опроса.
4. Обработка данных.
5. Составление таблиц по итогам обработки.
6. Анализ полученных данных.
7. Подготовка отчета по итогам исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Эксперимент – (лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий». Эксперимент с самого начала выделяется в особый вид практики, предпринимаемой с целью получения нового знания и проверки старого.
2. Морфологический анализ – это эффективный способ решения системных задач требующих оригинального решения; основан на классификации, которая позволяет систематизировать материал, сделать его наглядным и доступным. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений. Ассоциация — это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого, связанного с ним.
3. Исследование показало, что все три педагогам в значительной степени удовлетворены профессией педагога. По шкале отношение к руководителю только один респондент набрал общее количество баллов меньше 6 (5 баллов – респондент 2). Остальные респонденты имеют баллы выше 6. Что говорит о наличии, возможно, межличностных конфликтов в системе руководитель-сотрудник. По шкале удовлетворенность условиями труда можно отметить, что только один респондент набрал общее количество баллов меньше 6 (5 баллов – респондент 1). Что свидетельствует о недостаточной удовлетворенности педагогом условиями труда. Остальные респонденты имеют баллы выше 6.
1. Аксенова, Л.Н. Методология профессионального образования : учеб.-метод. пособие для магистрантов специальности 1-08 80 03 «Теория и методика профессионального образования» / Л.Н. Аксенова, И.В. Морозова. – Минск : БНТУ, 2015. – 107 с.
2. Блохин, В.Г. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов: учеб. пособ. / В.Г. Блохин, О.П. Глудкин; А.Н. Гуров. - М.: Радио и связь, 1997. - 232 с.
3. Воробьёв, В.Я. Теория и эксперимент / В.Я. Воробьёв; А. Н. Елсуков. - Минск: Высш. школа, 1989. - 168 с.
4. Журавлёв, Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Д.В. Журавлёв // Курс лекций / Д.В. Журавлёв. - М., 2003. - Гл. 4. - С. 38-61.
5. Зеер, Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1986. – 48 с.
6. Каплица, П.Л. Эксперимент, теория, практика / П.Л. Каплица. - М.: Наука, 1981. - 496 с.
7. Лойко, А.И. Основы научных исследований: метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов всех специальностей / А.И. Лойко, И.И. Терлюкевич, В.И. Канарская; под общ. ред. А.И. Лойко. – Минск: БНТУ, 2012. – 83 с.
8. Методы принятия управленческих решений : учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. –101с.
9. Основы научных исследований и инновационной деятельности: учеб.-метод. комплекс [Электронный ресурс] / Бел. нац. техн. ун-т // Репозиторий БНТУ. – Режим доступа: https://elib.belstu.by/bitstream/123456789/18506/1/osnovy-nauchnyx-issledovanii-i-innovacionnoi-deyatelnosti-matys-vladimir-genrixovich-zhilinskii-valerii-viktorovich.pdf.
10. Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 797