ВВЕДЕНИЕ
1. Диагностика познавательной сферы подростков и юношей
2. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адапатирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом)
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Усиление интереса к психодиагностике личности в последнее время среди отечественных психологов связано с развитием практической психологи. Психодиагностика является областью психологической науки, разрабатывающей методы исследования индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика представляет собой соединительное звено между общепсихологическими исследованиями и практикой [4, с. 1].
На сегодняшний день существует множество психодиагностических средств, позволяющих выявить особенности познавательной сферы человека. С помощью психодиагностических методик можно достаточно быстро и надежно обеспечить сбор необходимых данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза. В данной работе будут рассмотрены методика изучения особенностей познавательной сферы подростков и юношей.
Цель контрольной работы: охарактеризовать психодиагностические методики изучения познавательной сферы подростков и юношей.
Задачи контрольной работы:
1) изучить психологическую литературу и основные подходы к психодиагностике познавательной сферы подростков и юношей;
2) рассмотреть опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адапатированный Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом);
3) провести исследование уровня субъективного контроля у двух испытуемых.
1. Диагностика познавательной сферы подростков и юношей
Исследование познавательных способностей представляет собой одно из важных направлений в психодиагностике, т.к. эта сфера является наиболее значимой в жизни человека, его изучение направлено на создание условий для обучения потенциально талантливых детей в соответствии с их психофизиологическими, когнитивными, аффективными и креативными особенностями.
Подростковый и ранний юношеский возраст – это период раскрытия природных способностей, особых талантов и положительных черт характера человека.
Принято считать периодами возрастного развития детей:
• от 11-12 до 15-17 лет – подростковым возрастом,
• от 15 до 21 лет – юношеским возрастом.
Разграничения отличий между подростковым и юношеским возрастами настолько мала, что целесообразно условно объединить их в один возрастной период.
Педагог-психолог общеобразовательного учреждения оказывает психологическое сопровождение обучающихся в школе детей всех возрастов в режиме реального времени.
Следует обратить особое более пристальное внимание к тем подросткам ,которые не испытывают желание обучаться, и ко всему почему порой активно противодействуют этому: мешают другим школьникам получать знания, нарушают процесс обучения своим недопустимым поведением, поскольку педагог вынужден отвлекаться на них на уроке.
2. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адапатирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом
Опросник УСК является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Авторы опросника разработали его, исходя из принципа иерархической структуры системы регуляции деятельности. Из опросника могут быть выделены обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным показателям деятельности (шкала общей интернальности); два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности в области достижений и шкала интернальности в области неудач, а также четыре ситуационно специфических показателя, характеризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная, производственная, межличностные отношения и отношения к здоровью и болезням).
Цель методики: изучение уровня субъективного контроля.
При проведении исследования познавательной деятельности подростков и юношей каждому испытуемому была дана следующая инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале: – 3 - 2 - 1 + 1 + 2 + 3, от полного несогласия (-3) до полного согласия (+3). Другими словами, поставьте против каждого утверждения балл от единицы до тройки с соответствующим знаком «+» (согласие) или «-» (несогласие).
Обработка результатов теста включает несколько этапов.
С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
ВЫВОДЫ
Психодиагностика познавательной сферы личности включает в себя диагностику познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, уровень развития речи личности.
Опросник УСК является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Нами было проведено исследование двух испытуемых юношеского возраста с помощью методики «Уровень субъеутивного контроля». С помощью проведения данных диагностических мероприятий нами были определены особенности субъективного контроля в каждой жизненной сфере двух испытуемых (парня и девушки).
Исходя из результатов полученных при проведении диагностики с парнем было отмечено, что юноша склонен приписывать сложившиеся жизненные ситуации другим людям, он считает, что в большинстве случаев он не является ответственным за произошедшее.
Проанализировав данные полученные при проведении диагностики с несовершеннолетней, было отмечено, что она в большей степени чем юноша склона брать на себя ответственность в различных жизненных обстоятельствах.
1. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 145-151.
2. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – 189 с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике − СПб. : Питер, 2001. − 528 с.
4. Елисеев, О.В. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – СПб. : Питер. − 2001. – 560 с.
5. Практикум по диагностике познавательной сферы личности /Сост. А.И. Гаурилиус, О.Ф. Казанович. − Минск, 2000. − 145 с.
6. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.