Введение
1. Диагностика мотивации в трудовой и профессиональной деятельности личности взрослого. Методика изучения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков)
2. Диагностика ведущей направленности личности взрослого (А. Басса)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы контрольной работы связана с тем, что одним из направлений повышения эффективности трудовой и профессиональной деятельности является мотивация и стимулирование труда. В результате возрастает необходимость научного анализа трудовой и профессиональной мотивации. Исследование индивидуальной мотивации трудовой деятельности представляется актуальным как для решения научно-теоретических задач в областях психологии личности, организационной психологии и психодиагностики, так и для задач практики, поскольку позволит подойти к пониманию причин и направлений развития личности взрослого человека, а так же возможностей для управления мотивационно-смысловой сферой субъекта труда.
Изучение мотивации связано с вопросами о целях, причинах и формах человеческой активности. Ответ на вопрос о том, какими мотивами направляется профессиональная деятельность конкретного человека, что он «ищет в работе», представляется особо важным с практической точки зрения. Имея такую информацию, руководитель получает ясное представление о том, как стимулировать конкретных сотрудников. Менеджер по персоналу может использовать знания об иерархии мотивов претендентов для того, чтобы выбрать наиболее подходящую кандидатуру на имеющееся вакантное место.
В связи с этим была сформулирована следующая цель контрольной работы: провести обзор методик диагностики мотивации в трудовой и профессиональной деятельности личности взрослого.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Описать методики диагностики мотивации в трудовой и профессиональной деятельности личности взрослого.
2. Провести диагностику ведущей направленности личности взрослого по методике А. Басса.
1. Диагностика мотивации в трудовой и профессиональной деятельности личности взрослого. Методика изучения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков)
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких, как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.
В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое [3, с.28].
Осуществляя трудовую деятельность, человек как субъект труда имеет индивидуальную мотивацию, побуждающую его активность и направляющую его развитие как профессионала. В психодиагностической практике к настоящему времени выработано большое число методов и методик, ориентированных на выявление и оценку отдельных личностных качеств. Их примером являются многочисленные опросники мотивов и потребностей личности. В связи с этим психодиагностику необходимо владеть информацией о конкретных методиках диагностики мотивации, чтобы в дальнейшем получить достоверные результаты, отвечающие поставленным целям исследования.
А.А. Реан отмечает, что диагностика мотивации представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки валидных и надежных методик. Это связано с тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» личности и наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу [6, с.13].
2. Диагностика ведущей направленности личности взрослого (Б. Басса)
Название методики: «Определение направленности личности».
Автор: оригинальная анкета разработана Бернардом Бассом в 1967 году.
Адаптация: русскоязычная адаптация сделана Н. Н. Обозовым в 1981 году (содержит 27 пунктов). Также широкое распространение получил немного видоизмененный вариант этой методики авторства чешских психологов В.Смекала и М.Кучера в русской адаптации Л.А.Верещагиной (содержит 30 пунктов).
Методика состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
Инструкция: «Вам предлагается ряд высказываний. Если Вы согласны с высказыванием, то в бланке для ответов поставьте под его номером "+", если нет, то "-". Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.
Заключение
Существует большое количество методов и методик, направленных на изучение мотивации в трудовой и профессиональной деятельности. Среди них наибольшее распространение получили интервью, анкеты с прямыми вопросами, личностные опросники, метод экспертных оценок на основе индикаторов потребностно-мотивационных тенденций, проективные тесты. Диагностика мотивационно-потребностной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки надежных методик. Это связано с тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее оберегаемыми самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу. Сложность диагностики мотивации в трудовой и профессиональной деятельности заключается в том, что данная сфера личности довольно часто скрыта от сознания. Поэтому применяют проективные методики. Они дают возможность выявлять не только те мотивы, о которых испытуемый сообщает другим людям, но также те, которые он скрывает от других или даже от самого себя. В связи с этим, для получения надежных и достоверных данных необходимо использовать несколько методов диагностики мотивов, потребностей и ценностей и сравнивать полученные результаты.
В результате проведения практической части контрольной работы была проведена диагностика двух испытуемых по методике диагностики ведущей направленности личности (Б.Басса). Методика позволила выявить ведущий тип направленности личности испытуемых, описать основные мотивационные тенденции, которые детерминируют их поведение.
1. Алимова, А. И. Технология мотивационного воздействия на субъекта труда / А. И. Алимова // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 237-240.
2. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие / А.П.Егоршин. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 378 с.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.
4. Овчарова, Е.В. Особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских сестер и ее влияние на проявление психических состояний / Е.В. Овчарова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2.
5. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев, 2000. – 143 с.
6. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А.Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 255 с.
7. Стрижова, Е.А. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод / Е.А. Стрижова, А.Н. Гусев // Национальный психологический журнал. – 2013. – №2. – С. 52-59