1. Основные понятия экономической безопасности
2. Экономическая и информационная безопасность предприятия во внешнеэкономической деятельности
3. Потенциальные угрозы коммерческой безопасности участников внешнеэкономической деятельности
4. Организация работы по обеспечению коммерческой безопасности предприятия. Определение надежности партнера по внешнеэкономической деятельности
5. Виды рисков и методы их регулирования. Риски при диверсификации деятельности предприятия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Основные понятия экономической безопасности
Экономическая безопасность является одной из важнейших частей национальной безопасности и является фактором, обеспечивающим процветающее развитие государства. Индустрия туризма в современных условиях приобретает все большее значение с точки зрения экономической безопасности национальной экономики, поскольку она направлена на удовлетворение потребностей людей и улучшение качества жизни населения.
По сравнению с другими отраслями экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов, как экспортно-ориентированная сфера, также демонстрирует большую стабильность по сравнению с другими отраслями в неустойчивой ситуации на мировых рынках. Рассмотрение темы экономической безопасности в туристической сфере целесообразно начать с анализа понятий безопасности в целом, экономической безопасности и туризма [1, с. 62].
Экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонительным существования и прогрессивного развития РБ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению возможных внешних и внутренних угроз.
Туризм в Беларуси на государственном уровне считается приоритетной сферой национальной экономики. Обладая богатыми культурно-историческими и природными ресурсами, страна сталкивается с проблемой создания современной туристической индустрии, способной привлекать иностранных и отечественных туристов. Решение ряда экономических, организационных, социальных и правовых проблем должно способствовать подъему сферы туризма в Беларуси, повышению ее вклада в национальную экономику, повышению ее рейтинга в мире.
Следует отметить, что исследование туризма в аспекте экономической безопасности является важным вопросом развития туризма, поскольку туризм оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на людей, экономику и окружающую среду.
В научной и экономической литературе экономическая безопасность в сфере туризма через систему взаимосвязанных и взаимно-условный характеризуется такими элементами, как [2, с. 84]:
- экономическая безопасность туриста (гарантии защиты жизненных интересов туристов и обеспечения социально-экономической защиты, страхование лиц, которые из места постоянного жительства, и т. д.)
2. Экономическая и информационная безопасность предприятия во внешнеэкономической деятельности
Социально-экономические факторы оказывают важнейшее влияние на развитие туризма. Устойчивое развитие экономики создает экономическую основу путешествий. Доходы населения растут, формируется новый образ жизни, требующий приличного отдыха. Растущие доходы расширяют социальную базу туризма, путешествия становятся доступными для многих.
Развитие экономики позволяет делать инвестиции в гостиничный бизнес, создавать туристическую инфраструктуру, обеспечивать высокое качество туристического сервиса. Демографические факторы также влияют на развитие туризма. Рост населения увеличивает мировой туристический потенциал, тем самым вовлекая в туристическую деятельность новые человеческие резервы.
Соответственно затенение экономики и рост экономической преступности, негативные изменения в финансовой системе страны, демографические изменения, рост безработицы, снижение доходов создают реальные угрозы туристическому бизнесу. Научно-технические факторы в каком-то смысле определяют возможности развития туризма и делают его более разнообразным. Отсутствие или незначительное внедрение новых технологий снижает конкурентоспособность отечественного туристического бизнеса [5, с. 104].
Информационные факторы связаны со способностью на государственном уровне формировать у туриста позитивное представление как о государстве в целом, так и о его отдельных направлениях.
Определяющим туристический имидж субъекта, отправной точкой автора настоящей работы становится подход Всемирной организации туризма, которая понимает под имиджем страны «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех особенностей страны, ее собственного опыта и слухов, влияющих на создание имиджа».
На мезоуровне возникают региональные и территориальные угрозы, которые в своем большинстве являются производными от угроз двух предыдущих рассмотренных уровней, а также обусловлены региональными или локальными особенностями.
3. Потенциальные угрозы коммерческой безопасности участников внешнеэкономической деятельности
При организации работы по обеспечению коммерческой безопасности предприятия необходимо точно определить, какая информация и какие объекты представляют коммерческую тайну. В зависимости от вида информации, ее доступности заинтересованным потребителям, а также экономической целесообразности конкретных мер защиты могут применяться следующие формы защиты информации: правовая защита на основе международных и национальных норм авторского права и патента или так называемая организационно-правовая защита, обеспечивающая право на защиту информации собственником и определенные правовые гарантии государством для судебного поддержания этих прав.
Важным направлением в системе мероприятий по обеспечению коммерческой безопасности предприятия является работа с персоналом, так как он является основным каналом, как возникновения, так и утраты информации, составляющей коммерческую тайну. Миграция специалистов, особенно тех, кто имел дело с конфиденциальной информацией, является основным каналом утечки информации.
Второй по значимости канал – всевозможные публикации в прессе, депонированные рукописи, монографии. Особым каналом потери интеллектуальной собственности или, по крайней мере, ее коммерческой стоимости является сотрудничество с другими фирмами. Не следует также упускать из виду технические средства недобросовестной конкуренции (промышленный шпионаж) [8, с. 95].
Учитывая большое количество и разнообразие специфических каналов утечки информации, целесообразнее всего наладить работу в следующих областях: персонал; продукт; производственный процесс. Разработка мер по сохранению коммерческой тайны предприятия должна проводиться с соблюдением принципа комплексного перекрытия возможных каналов утечки информации и обеспечения различной надежности защиты всех ее носителей.
Для защиты конфиденциальной бизнес-информации необходимо выполнить следующие условия:
- определение информации, составляющей коммерческую тайну компании;
- разработка порядка их защиты;
- соблюдение этого порядка.
4. Организация работы по обеспечению коммерческой безопасности предприятия. Определение надежности партнера по внешнеэкономической деятельности
Направления, по которым должно быть условно реализовано проведение политики безопасности предприятий туристического бизнеса, можно разделить следующим образом:
- безопасность на предприятии и контроль;
- техническая безопасность;
- пожарная безопасность;
- информационная безопасность;
- политика личной безопасности;
- безопасность туристов во время путешествия.
Угрозы, постоянно возникающие в туристической отрасли, можно разделить на внутренние и внешние.
Внешние угрозы безопасности туристической компании включают незаконное проникновение на территорию турагентства с целью ограбления или конкурентной разведки. Поэтому одним из приоритетных методов безопасности является защита офиса турагента.
Технические средства защиты периметра территории с помощью датчиков и извещателей системы охраны позволяют наносить ущерб несанкционированному проникновению злоумышленников. На рынке безопасности выбор лучевых, инфракрасных и других систем безопасности дает возможность выбрать средство защиты любой территории и пространства.
Природные явления, такие как самовозгорание или умышленный поджог, технические сбои в технических системах или зданиях, оборудовании, также могут повредить стабильной работе турагентства. Поэтому важно обеспечить пожарную и техническую безопасность офисных помещений и оборудования.
К внешним угрозам туристической компании, как и бизнеса в целом, можно отнести утечку корпоративной информации, которая может привести к непредсказуемым последствиям.
Действия конкурентов и злоумышленников могут быть не такими разрушительными, как небрежность сотрудников и пренебрежение правилами информационно - экономической безопасности. Он основан на строгом контроле за документацией и финансово-экономической деятельностью компании, обеспечении компьютерной безопасности корпоративных ресурсов и сети, управлении доступом к информации [11, с. 83].
5. Виды рисков и методы их регулирования. Риски при диверсификации деятельности предприятия.
Существенной особенностью любого предпринимательства, в том числе туристического бизнеса, являются риски, отличающиеся причинами, широтой действия и другими показателями, но они сочетаются одним – негативными последствиями, возникающими после их возникновения.
Рассматривая такой вид предпринимательства, как туристический бизнес, надо отметить, что это одна из самых рискованных видов деятельности в сфере оказания услуг, тем самым увеличивая количество рискованных дел, характерных только для этой деятельности.
Более детальный анализ рисков, присущих именно туристической отрасли, требует их классификации. Риски, которые уязвимы для туристов, опосредовав их как потребителей, и риски, сопутствующие деятельности туристической компании, компании, жилья, развлечений и питания, опосредованные производителями этого.
Так, во время путешествия туристы подвергаются большей опасности по разным причинам: неизвестное, а иногда даже экзотическое место пребывания, незнание иностранного языка, разного рода катастрофы. Эти и многие другие факторы составляют группу рисков для туристов.
Основная особенность рисков, с которыми сталкиваются именно путешественники, заключается в том, что их очень трудно классифицировать по определенным критериям, так как большинство случаев риска очень похожи друг на друга, но несколько отличаются.
Кроме того, часто одна рисковая ситуация вытекает из другой, например, потеря имущества приводит к стрессовому состоянию, которое, в свою очередь, наносит ущерб здоровью. Тем не менее, предлагается классифицировать «туристические» риски следующим образом.
По характеру последствий:
- очень тяжелая (смерть во время вождения, серьезные травмы);
- тяжелые (значительные потери материала, различные виды заболеваний, вызывающие осложнения);
- средней тяжести (материальные потери, кратковременные заболевания);
- незначительные (незначительные финансовые потери, легкий дискомфорт, неприятные впечатления, не повлекшие за собой психологического напряжения).
1. Макроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 2-ое издание, перераб. – Мн. : БГЭУ, 2016. – 214 с.
2. Моисеенко, Е. Г. Региональная экономическая безопасность: теория, методология, моделирование: Монография / Е. Г. Моисеенко. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 331 с.
3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
4. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbrb.by /.
5. Мясникович, М. В., Полоник, С. С., Пузиков, В. В. Управление системой обеспечения экономической безопасности / М. В. Мясникович, С. С. Полоник, В. В. Пузиков. – Минск: ИООО «Право и экономики». – 2016. – 380 с.
6. Национальная экономики Беларуси: потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович и др.; под общей редакцией В. Н. Шимова. – Мн. : БГЭУ, 2015. – 844 с.
7. Экономическая теория: учебник / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2017. – 752 с.
8. Зубко, Н. М. Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур, А. Н. Зубко. – Минск: Тетралит, 2016. – 224 с.
9. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь утверждена указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010, № 575 (в редакции от 24.01.2014, № 49).
10. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; ред. кол.: Медведева В.И. [и др.] – Минск, 2018. – 136 с.
11. Степанов, О.В. Туристическая деятельность в теории хозяйственного права / О.В. Степанов, Ю.Ю. Горошко // Веснік БДЭУ. – 2016. – № 3. – С. 83-87.
12. Яхновец, И.Н. Понятие туризма в законодательстве и науке / И.Н. Яхновец // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2017. - № 1. – С. 110-113.
13. Яхновец, И.Н. Правовое регулирование природного туризма и его основных видов в Республике Беларусь / И.Н. Яхновец // Право.by. – 2017. - № 1. – С. 65-69.