1 Содержание и принципы планирования
2 Структура планов предприятия
3 Виды планирования
4 Показатели планирования внешнеэкономической деятельности
Список литературы
1 Содержание и принципы планирования
Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия осуществляется в рамках внутреннего планирования и предполагает подготовку отдельного раздела сводного внутреннего плана - плана внешнеэкономической деятельности.
План внешнеэкономической деятельности включает показатели экспорта и импорта по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом выражении за определенный период (обычно год).
Планы внешнеэкономической деятельности основываются на маркетинговых планах предприятия, определяющих стратегические направления расширения внешнеэкономической деятельности, наиболее перспективные зарубежные рынки, методы работы на них и условия международной конкуренции.
Планирование внешнеэкономической деятельности предполагает наличие на предприятии хорошей корпоративной информационной системы, чтобы предприятие могло быстро реагировать на быстрое изменение рыночных условий на внешнем рынке.
Чем в большем количестве стран работает компания, тем сложнее становится процесс. В этом случае лучший процесс планирования - это тот, который помогает удовлетворить потребности конкретной фирмы в данной среде.
Планирование управления туризмом начинается с процесса стратегического планирования - разработки стратегических планов и программ [1, с. 69].
2 Структура планов предприятия
Для планирования внешнеэкономической деятельности требуется специальный блок во внешнеэкономической службе предприятия или в составе планового отдела. Группа планирования должна заниматься подготовкой планов внешнеэкономической деятельности и вносить корректировки в текущие планы по мере изменения рыночных условий.
Планирование внешнеэкономической деятельности основано на постоянном анализе поступающей маркетинговой информации, на основании которой принимаются стратегические решения, закрепленные в планах производства и реализации экспортной продукции.
Планы внешнеэкономической деятельности часто сопровождают бизнес-планы проектов развития и совершенствования предприятия за рубежом, которые обосновывают необходимость привлечения соответствующих средств из внешних источников и подтверждают общую эффективность проекта [3, c. 48].
Бизнес-план внешнеэкономического проекта предприятия включает следующие направления:
- анализ и характеристики внешнего рынка для проникновения или укрепления рыночных позиций предприятия;
- анализ конкурентов, их сильных и слабых сторон;
- анализ конкурентных позиций вашего предприятия (анализ);
- анализ внешней среды ведения бизнеса на этом рынке (демографические, географические, организационно-правовые, политические, экономические, социокультурные и другие рыночные условия на зарубежных территориях проникновения);
3 Виды планирования
В процессе планирования внешнеэкономической деятельности предприятия стратегическое планирование имеет первостепенное значение. Его суть заключается в формировании глобальных целей предприятия, видении общих направлений развития, определении системы мер, обеспечивающих их достижение.
Формирование стратегии предприятия означает разработку глобальных целей, определение курса действий и необходимых средств.
Объекты стратегического планирования - это основные аспекты деятельности туристического предприятия.
Как правило, это маркетинг, кадровые услуги, финансовое благополучие и операционная эффективность.
Организация стратегического планирования - это многоэтапный процесс.
Содержание первого этапа - анализ и оценка внешней среды с точки зрения общих экономических, научно-технических, оппортунистических, социальных и политических факторов. При оценке внешней среды необходимо учитывать изменения, влияющие на различные аспекты текущей деятельности, определять факторы, представляющие потенциальные угрозы, предусматривать возможность достижения целей путем корректировки планов [6, c. 51].
Содержание второго этапа - рассмотрение стратегического положения предприятия на рынке, то есть выполнение стратегической диагностики. Его суть заключается в уточнении конкурентной позиции в зависимости от рынка, факторов конкуренции, финансово-экономических и социально-психологических факторов.
4 Показатели планирования внешнеэкономической деятельности
В состав показателей, характеризующих развитие ВЭД туристической предприятия, входят следующие:
- объем оказания экспортных и импортных услуг;
- объем реализации услуг на экспорт или импорт;
- внешнеторговый оборот;
- внешнеторговое сальдо;
- объем и структура затрат на оказание услуг для ВЭД;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- ассортимент услуг;
- прибыль (валовая и маржинальная);
- рентабельность внешнеэкономических операций и др.
Важнейшими показателями, характеризующими развитие внешнеэкономических связей предприятия, являются экспорт, импорт, внешнеторговый оборот и внешнеторговый баланс.
Экспорт - продажа товаров (продукции) иностранному партнеру в материальной форме с их вывозом за границу, продажа услуг.
Импорт - импорт товаров (продукции) из-за границы, платное использование услуг иностранных фирм.
Внешнеторговый оборот - это сумма значений экспорта и импорта за определенный календарный период (год, квартал, месяц). На динамику внешнеторгового оборота, экспорта и импорта влияет структура услуг, увеличение (уменьшение) объема услуг и средние цены.
1. Гладилин, В.А. Экономика туризма / В.А. Гладилин. - М.: Русайнс, 2018. - 517 c.
2. Гомилевская, Г.А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: Учебник / Г.А. Гомилевская, А.С. Квасов, Т.В. Терентьева. - М.: Риор, 2017. - 247 c.
3. Кудрявец, Ю. Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Кудрявец. – Минск: БГУ, 2015. – 203 с.
4. Кулаков, В. Н. Внешнеэкономическая деятельность. Курс лекций: учебнометодическое пособие / В. Н. Кулаков. – Горки: БГСХА, 2018. – 172 с.
5. Мармашова, С. П. Организация ВЭД: учебно-методический комплекс для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» / С. П. Мармашова ; ГИУСТ БГУ, Каф. маркетинга. – Минск: БГУ, 2016. – 88 с.
6. Скобкин, С.С. Экономика предпр.в индустр. гостепр. и туризма: Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, 2018. - 480 c.
7. Степанова, С.А. Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: Инфра-М, 2018. - 316 c.