Экономика
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Контрольная
на тему: «Экономика»
по дисциплине: «Экономика»
2021
15.00 BYN
Экономика
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Экономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1 Характеристика основных макроэкономических показателей в сфере туризма и способы их расчета
Раздел 2 Анализ основных макроэкономических показателей развития туризма в Республике Беларусь и Минской области
Раздел 3 Основные пути развития макроэкономических показателей туризма в стране
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Теpмин «тypизм» npoизoшел oт выpaжeния «великий туp» (Grаnd Tour) и пepвoнaчaльнo oзнaчaл oзнaкoмительнyю пoездкy, которую совеpшaли в ХVII-ХVIII вв. молoдыe двopяне с целью знакoмства с чyжими кyльтypaми. B ХIХ в. тaкиe пoeздки cтaли пoпyляpны и сpеди дpyгих слoев нaселения. Целью пoeздoк былo знакoмствo тypистoв с чyжими кyльтypaми. Hа пpoтяжении стoлетий oснoвнoе нaзначение тypизмa – знaкoмствo пyтeшествeнникoв с дpyгими стpанами, нaлaживaниe кoнтaктoв и взaимопонимaния с нaселяющими иx нapодaми. Существует множество определений туризма [5].
Typизм – вpемeннoe пepeмeщeниe людей с мecта свoeгo пocтoяннoгo пpoживaнuя в дpугую стpaну или мeстнoсть в пpeделах cвoeй cтpaны в свoбoднoе вpeмя для пoлучeния удoвoльcтвия и oтдыхa, в oздopoвитeльных, гoстевых, пoзнaватeльных или пpoфeccuoнaльнo-делoвых целях, нo бeз зaнятия oплачиваeмoй pабoтoй в посещаемом месте [17].
Туризм представляет собой вид экономической деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогательных специализированных процессов производства туристического продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя [4].
В мировой экономике туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Высокие темпы его развития не только влияют на различные сектора экономики, но и активизируют процессы социального и культурного развития общества [20]. В системе туризма тесно переплетаются интересы экономического, экологического, социального и политического развития.
В нашей стране туризму, как важному сектору экономики, придан статус одного из главных государственных приоритетов. Созданы все необходимые условия для развития туризма. Беларусь готова к сотрудничеству в области туризма со всеми странами.
В современных условиях особую значимость в туризме приобретают экономические аспекты в контексте устойчивого развития и «зеленой» экономики. Система показателей, характеризующих развитие экономики, включает результаты деятельности на всех уровнях производства. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне отдельного предприятия и других хозяйствующих субъектов, а также в разрезе отраслей и экономики в целом.
Раздел 1 Характеристика основных макроэкономических показателей в сфере туризма и способы их расчета
Для измерения результатов функционирования национального производства используются различные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны в течение года. ВВП оценивает выпуск продукции, созданной факторами производства, внутренними для данной экономики, независимо от того, кто ими владеет (территориальный принцип учета).
Валовой национальный доход (ВНД) - совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны за год не только в рамках национальной территории, но и за рубежом. ВНД отражает совокупную стоимость благ, созданных только резидентами страны, вне зависимости от их географического положения [8].
ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов, полученных из-за границы
Существует ряд макроэкономических показателей, которые характеризуют движение ВВП на различных его стадиях.
Чистый внутренний продукт (ЧВП) – это ВВП за вычетом той части созданной продукции, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).
ЧВП = ВВП – амортизация
ЧНД = ВНД – амортизация
Национальный доход (НД) - сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, за вычетом косвенных налогов. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.
Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход - доход, полученный домохозяйствами.
Раздел 2 Анализ основных макроэкономических показателей развития туризма в Республике Беларусь и Минской области
Проведем анализ основных макроэкономических показателей развития туризма в Республике Беларусь на основании данных национального статистического комитета Республики Беларусь статистического сборника «Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь».
В настоящее время туризм является одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики во всем мире. В Республике Беларусь в последние годы прослеживается тенденция к росту сектора туризм. По оценкам экспертов World’s Travel and Tourism Council (WTTC) в 2018 году вклад сектора туризма в ВВП составил 3,7 млрд долл. Доля сектора туризма в ВВП страны в 2018 году составила 6,4%. По долгосрочному прогнозу экспертов до 2028 года, ежегодный прирост туристического сектора в Республике Беларусь выйдет на уровень 2,1% и составит к 2028 году 1,4 млрд долл., а доля туризма в ВВП страны составит около 2,0%.
В 2016 году удельный вес Республики Беларусь в прямых доходах мирового туризма составлял 0,04 процента (по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям), вклад сферы туризма в ВВП страны – 2,2 процента (в 2014 году – 1,8 процента)*. Существенная либерализация визового режима, упрощение процедуры регистрации иностранных граждан, совершенствование туристической инфраструктуры, проведение в стране значимых международных мероприятий, развитие национальной системы онлайнбронирования, иные меры позволяют сфере туризма демонстрировать в последние годы устойчивый рост. По итогам 2019 года экспорт туристических услуг составил 265,4 млн. долларов США (при плане 240 млн. долларов США) и вырос в 1,66 раза к уровню 2016 года.
Раздел 3 Основные пути развития макроэкономических показателей туризма в стране
Тема туризма и устойчивого развития становится все более важной, и любая оценка туризма и его влияния на экономику должна учитывать социальное, экономическое и экологическое влияние. Связь с последним компонентом должна иметь особый приоритет.
Туризм может нанести необратимый вред окружающей среде путем давления на хрупкие экосистемы; вследствие строительства курортов и дорог, которые наносят вред природным объектам и наследию; посредством интенсивного влияния на землю, воду и воздух; а также путем различных процессов разнообразного характера, которые ведут к загрязнению, сбросу отходов, эрозии, обезлесиванию и т.д.
Существование вспомогательных счетов туризма и системы экологических и экономических счетов позволяет странам, в которых разрабатываются оба вида международных рекомендаций, оценивать связь между туризмом и экологией на уровне национальной экономики.
Этого можно достичь двумя путями:
- воспринимая туризм как определенный набор отраслей и потребителей в рамках смешанных счетов движения средств в составе экологических счетов;
- «Озеленение» туристического ВВП, полученного из Вспомогательного счета туризма, принимая во внимание цену ухудшения состояния окружающей среды и использования природного богатства в туристических целях; расходы по предотвращению нанесения вреда окружающей среде могут также приниматься во внимание при последующих изменениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм является видом деятельности, масштабы которого как экономического и социального явления за последнюю четверть века существенно расширились. Учитывая пристальное внимание международных организаций и государственных органов многих стран к услугам в области туризма, данное направление деятельности и, соответственно, ее государственное регулирование является довольно актуальным, в том числе для Республики Беларусь.
Так, регулирование туристической деятельности осуществляется государственными органами различных уровней власти. Наиболее глобальными в Республике Беларусь документами, устанавливающими понятийный аппарат в рассматриваемой сфере, являются Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года № 326-З “О туризме” и Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011—2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 373). В связи с важностью развития туристического бизнеса для экономики страны прогнозно-целевые ориентиры по показателям в сфере туризма содержатся в Программе социальноэкономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 № 136) и Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011— 2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2011 № 656).
1. Азар, В. И. Экономика туристического рынка / В. И. Азар, С. Ю. Туманов. – М., 2006. – 240 с.
2. Балабанов, И. Т. Экономика туризма: учеб. пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 176 с.
3. Бикташева, Д. Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д. Л. Бикташева, Л. П. Гиевая, Т. С. Жданова. – М.: Альфа-М. 2010. – 272 с.
4. Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учебник. – Изд. 7-е, перераб.и доп. – СПб.: Невский фонд – Издат. дом «Герда», 2004. – 448 с.
5. Боголюбов, В. С. Экономика туризма / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
6. Бухтерева, О. С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / О. С. Бухтерева. – М.: Дашков и К, 2010. – 208 с.
9. Всемирный банк: ВВП стран мира в 2013 году. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/07/11/6104. – Дата доступа: 02.02.2021.
7. Гайдукевич, Л. М. Стратегия устойчивого развития экологического туризма в Беларуси / Л. М. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. Л. М. Гайдукевича, С. А. Хомич. – Минск: БГУ, 2008.
8. Гайдукевич, Л. М. Культурный туризм: теория и практика / Л. М. Гайдукевич. – Минск: Четыре четверти, 2013. – 192 с.
9. Гончарук, Н. А. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы Республики Беларусь в области устойчивого развития экологического туризма / Н. А. Гончарук, Л. А. Самусенко // Стратегия устойчивого развития экологического туризма в Беларуси / Л. М. Гайдукевич [и др.]; под. общ. ред. Л. М. Гайдукевича, С. А. Хомич. – Минск: БГУ, 2008. – 351 с.
10. Гончарук, Н. А. Современное состояние национальной нормативно-правовой базы развития экотуризма / Н. А. Гончарук // Стратегия устойчивого развития экологического туризма в Беларуси / Л. М. Гайдукевич [и др.]; под. общ. ред. Л. М. Гайдукевича, С. А. Хомич. – Минск: БГУ, 2008. – 351 с.
11. Горбылева, З. М. Экономика предприятий туризма: учеб.-практ. пособие / З. М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2011. – 295 с.
12. Горбылева, З. М. Экономика туризма: учеб.-практ. пособие / З. М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2007. – 167 с.
13. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь 24.03.2011 № 373. Режим доступа: http://minsksport.by/ru/programma_razvitija.
14. Дмитриев, М. Н. Экономика туристского рынка / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева, Е. Н. Малыгина. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 311 с.
15. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме: учеб. пособие / А. П. Дурович. – М.; С.-Петербург: Питер, 2008. – 338 с.
16. Зайцева, Н. А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе: учеб. пособие / Н. А.Зайцева, А. А. Ларионова. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 320 с.
17. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З «О туризме». Принят Палатой представителей 10 ноября 1999 г., одобрен Советом Республики 18 ноября 1999 г. (в редакции Законов Республики Беларусь от 09.01.2007 № 206-З, от 16.06.2010 № 139-З).
18. Замедлина, Е. А. Экономика отрасли туризма: учеб. пособие / Е. А.Замедлина, О. Н. Козырева. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 204 с.
19. Здоров, А. Б. Экономика туризма: учебник / А. Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.
20. Кабушкин, Н. И. Управление предприятиями туризма и гостиницами: учеб.-практ. пособие / Н. И. Кабушкин. – Минск: БГЭУ, 2011. – 275 с.
21. Квартальнов, В. А. Туризм: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 315 с.
22. Косолапов, А. Б. Теория и практика экологического туризма: учеб. пособие / А. Б. Косолапов. – М.: КНОРУС, 2005. – 240 с.
23. Косолапов, А. Б. Теория и практика экологического туризма: учеб. пособие / А. Б. Косолапов. – М.: КНОРУС, 2005. – 240 с.
24. Масилевич, Н. А. Экономика туризма в Республике Беларусь: состояние и проблемы развития, возможности привлечения иностранных инвестиций / Н. А. Масилевич, А. Н. Войтехович // Труды БГТУ. – 2012. – № 7: Экономика и управление. – С. 74–77.
25. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
26. Неверов, А. В. Концепция устойчивого развития Беловежского региона на инновационной основе / А. В. Неверов, Н. А. Масилевич // Социально-экономические и финансовые механизмы обеспечения инновационного развития экономики: тез. докл. IV Междунар. науч.- практ. конф., г. Минск, 2–3 октября 2014 г. / ред. М. Л. Зеленкевич (отв. ред.) [ и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2014. – С. 47–50.
27. Неверов, А. В. Экономика природопользования: учеб. пособие / А. В. Неверов. – Минск: БГТУ, 2008. – 554 с.
28. Организация международного туризма: учеб. пособие / под ред. А. А. Скамницкого. – М.: Гардарики, 2008. – 250 с.
29. Организация туризма: учеб. пособие для вузов / А. П. Дурович [и др.] – 3-е изд. Минск: Новое знание, 2006. – 639 с.
30. Основные направления развития международного туризма = Trends in International Tourism: учеб.-метод. пособие / сост.: С. А. Дубинко [и др.]; под ред. С. А. Дубинко. – Минск: БГУ, 2011. – 220 с.
31. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.
32. Разуванов, В. М. Менеджмент качества в туризме и гостеприимстве: учеб.-практ. пособие / В. М. Разуванов. – Минск: БГЭУ, 2011. – 157 с.
33. Рекомендации по развитию экологического туризма в лесном хозяйстве Беларуси. – Введ. в действие 01.08.2008 – Гомель: Ин-т леса НАН Респ. Беларусь, 2008. – 81 с.
34. Сельский туризм Беларуси: современное состояние и перспективы развития: монография / Л. М. Гайдукевич; под общ. ред. В. А. Клицуновой. – Минск: Четыре четверти, 2011. – 220 с.
35. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2014. –Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2014. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_528.
36. Статистический сборник. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
37. Тарасенок, А. И. Геоэкономика туризма: учеб. пособие / А. И. Тарасенок. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011. – 272 с.
38. Тарасенок, А. И. Маркетинг туристических дестинаций: учеб.-практ. пособие / А. И. Тарасенок. – Минск: БГЭУ, 2011. – 199 с.
39. Тарасенок, А. И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: учеб.-метод. пособие / А. И. Тарасенок. – Минск: ЕГУ, 2003. – 120 с.
40. Темный, Ю. В. Экономика туризма: учебник / Ю. В. Темный, Л. Р. Темная. – М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010. – 448 с.
41. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» (в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 № 116, 27.03.2008 № 185, 09.03.2010 № 143, 26.11.2010 №614, 21.06.2012 № 284).
42. Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли: учеб. пособие / Д. С. Ушаков. – Ростов: Издат. дом «МарТ»; Феликс, 2010. – 446 с.
43. Черевичко, Т. В. Экономика туризма / Т. В. Черевичко. – М: Дашков и Ко, 2012. – 264 с.
44. Шимова, О. С. Устойчивый туризм: учеб.-метод. пособие / О. С. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2014. – 158 с.
45. Экономика и организация туризма. Международный туризм: учеб. пособие / Е. Л. Драчева [и др.]; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. – 4-е изд. – М.: КНОРУС, 2010. – 565 с.
46. Экономика организаций (предприятий): учеб. для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
47. Якoвлев, Г. A. Экономика и статистика туризма: учеб. пoсoбиe/ Г. А. Яковлев. – М.: PДЛ, 2004. – 376 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты