ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Название опыта: «Здоровый образ жизни».
Актуальность опыта: В 21 веке здоровье детей катастрофически падает. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых учёных–педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы – быть руководителем жизни на пути к будущему».
Поэтому одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что здоровый образ жизни занимает одно из главных мест в структуре ценностей современного человека. На самом деле мы склонны показывать обратное. Видимо, используя достижения науки и техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание, дышим загрязненным воздухом, пьем не родниковую воду. Все это приводит к приобретению болезней, и наше душевное равновесие все больше нарушается.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА
Ведущая идея опыта: Сущность здорового образа жизни выражается в обеспечении наибольшего полноценного удовлетворения потребностей человека при условии и на основе улучшения развития, состояния и функционирования, организованных внутренних и внешних систем и связей личности и общества. Понятие «здоровье» можно рассматривать с различных аспектов (медицинская точка зрения, психологическая, социальная). Здоровье представляет собой естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-нибудь болезненных изменений, которое регулируется комплексом биологических и общественных факторов [2, c. 32].
Имеется шесть главных признаков здоровья: правильное функционирование организма; динамическое равновесие организма; способность к полноценному выполнению социальных функций; способность личности приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям пребывания в окружающей среде; отсутствие болезней и др.
Сущность здорового образа жизни заключается в обеспечении наилучшего удовлетворения потребностей личности при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования, организованных внутренних и внешних систем и связей между личностью и обществом [3, с.172].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование культуры здорового образа жизни невозможно без системного подхода к этому вопросу, поэтому реализация данного проекта должна происходить в системе, которая увязывает деятельность детей и учителей, а также родителей и общественности. С этой целью может быть предложена система мер по формированию культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы. Важным звеном в развитии культуры здорового образа жизни является внешкольная деятельность учащихся. С этой целью может быть предложен план мероприятий, включающий в себя не только аудиторные часы и дискуссии, но и разнообразные игры, встречи с медицинскими работниками, совместные занятия с родителями и т.д. План мероприятий может быть также направлен на формирование культуры здорового образа жизни. Для эффективной работы в этой области необходимо использовать различные материалы по теме: полезную литературу и сайты, учебные фильмы и мультфильмы, песни и другие вещи, которые могут помочь учителю в достижении поставленной цели. Работая над развитием навыков здорового образа жизни у младших учеников, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом, где можно и нужно укреплять здоровье учеников. А главной целью педагогической деятельности учителя является развитие мотивации, которая обеспечит активное и сознательное участие каждого ученика в процессе поддержания и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
1. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья детей младшего школьного возраста: Учеб.–метод. пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 84 с.
2. Здоровый школьник: социально–оздоровительная технология XXI века / авт.–сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2000. – 88 с.
3. Макаренкова, Г.Г. Здоровьесберегающие системы в современном дошкольном образовании / Г.Г. Макаренкова // Пралеска. – 2004. – № 6. – С. 5–8.
4. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста / И.М. Новикова. –М.: МОЗАЙКА–СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
5. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья детей младшего школьного возраста / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.
6. Шышкіна, В.Л. Хачу быць здаровым: вучэб. дапам. для выхаванцаў ст. ступені (ад пяці да шасці гадоў) устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дадат. адукацыі / В.А. Шышкіна. – Мінск : Сэр–Вит, 2003. — 56 с.