1. Охарактеризуйте формы организации производственного обучения, особенности их применения.
2. Опишите особенности учебно-воспитательной деятельности мастера производственного обучения.
Список литературы
1. Охарактеризуйте формы организации производственного обучения, особенности их применения.
Под формой организации производственного обучения понимают способ организационного построения учебно-воспитательного процесса, определяющий характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны мастера, а также его структуру, содержание, методы и средства осуществления.
Вопрос о формах организации производственного обучения необходимо рассматривать комплексно, с различных точек зрения:
во-первых, формы организации процесса производственного обучения - урочные и неурочные;
во-вторых, формы организации учебно-производственного труда учащихся - фронтально- групповые, индивидуальные, бригадные (звеньевые);
в-третьих, формы организации труда (обучающей деятельности) мастера производственного обучения - мастер-группа; мастер-мастерская; бригадная организация работы мастеров; мастер- преподаватель.
Урок - это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени в специально отведенном месте (учебной мастерской, лаборатории) руководит учебно-производственной деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения.
В процессе производственного обучения уроки различаются по содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения. В этой связи систему уроков производственного обучения важно представить в определенной их классификации, имея в виду, что определенный вид (тип) урока имеет свою специфику в смысле организации и методики проведения [1, c. 73].
В общей дидактике уроки как форма организации учебного процесса обычно разделяют на типы по ведущей дидактической цели: уроки усвоения новых знаний; уроки закрепления и совершенствования знаний и умений; повторительно-обобщающие уроки и т. п. Типы уроков выделяются прежде всего применительно к теоретическому обучению. Беря за основу дидактическую цель, уроки производственного обучения также можно классифицировать по этому основанию: уроки формирования первоначальных умений, уроки формирования навыков, уроки формирования сложных умений. Однако такая классификация не отражает реальные условия производственного обучения. Зачастую сложно выделить дидактическую цель даже как преобладающую. Задачи по формированию умений и навыков на каждом уроке обычно решаются в комплексе, постепенно, в ходе процесса производственного обучения. Кроме того, выделение типов уроков по ведущей дидактической цели не позволяет "привязать" их к определенному временному периоду обучения, а это очень важно для рассмотрения специфики организации уроков и методики их проведения.
2. Опишите особенности учебно-воспитательной деятельности мастера производственного обучения.
Современной рабочий должен воплощать в себе высокое профессиональное мастерство, обладать высокими нравственными качествами, культурой, характеризоваться готовностью и способностью жить и работать. Профессиональная школа добилась определенных успехов в подготовке кадров для всех отраслей народного хозяйства, вместе с тем обращается внимание на необходимость улучшения воспитательной работы с будущими молодыми рабочими. Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности. А. С. Макаренко дал следующие определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающий деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетаются с другими отношениями. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя».
Центральной фигурой в воспитательном процессе является мастер производственного обучения. Мастер п. о. , как и другой педагог, осуществляет воспитательную работу по всем ее направлениям:
- идейно - политическое воспитание, формирование у подростков любви к Родине;
- нравственное воспитание - формирование гражданской ответственности, чувства коллективизма, дисциплинированности, организованности, четкости, правдивости, гуманного отношения к людям;
- трудовое воспитание - формирование, трудолюбие;
- эстетическое воспитание - развитие эстетических вкусов, культура труда и быта;
- физическое воспитание и т д.
Вместе с тем, будучи сходной по общим направлениям, воспитательная деятельность мастера производственного обучения существенно отличается от воспитательной работы педагога общеобразовательной школы и преподавателя профтехучилища. Это обусловлено самим назначением колледжа в нашей стране – готовить квалифицированные кадры рабочих для народного хозяйства страны. Именно с этой точки зрения и надо рассматривать особенности воспитательной работы мастера производственного обучения [3, c. 29]
Успех обучения и воспитания студентов в профессионально – технических колледжах в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, их опыта и профессионального мастерства.