1. Перечислить профессиональные формы воспитания, дать им характеристику.
2. Дать определение, раскрыть содержание технологии проецирования, показать роль в трудовом и профессиональном воспитании.
3. Разработать примерный план самовоспитания учащегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перечислить профессиональные формы воспитания, дать им характеристику.
Определение основных областей профессионального воспитания будущего специалиста, реализация основ воспитания определяют содержание профессионального воспитания, которое представляет собой развитие общей и формирование профессиональной культуры будущего специалиста.
В современной литературе нет единого подхода к классификации форм воспитания. В качестве основных средств воздействия выделяют: слово (когнитивная), образ (эмоциональная), действие (деятельностно-практическая).
Когнитивному компоненту присущи такие формы работы:
1. Информационные часы с подготовкой докладов, выполнением иллюстраций выбором информационного материала.
2. Проведение открытых воспитательных часов, посвященных общественным, профессиональным и христианским праздникам.
3. Диспуты и дискуссии на общие и профессиональные темы.
4. Конференции, олимпиады.
5. Встречи с известными и авторитетными людьми: учеными, деятелями культуры и искусства, профессионалами, общественными деятелями.
6. Экскурсии.
7. Интеллектуальные игры и викторины, вечера вопросов и ответов.
Главное назначение всех перечисленных форм воспитания:
- показать учащимся на конкретных и достойных примерах необходимость твердо следовать гуманистическим идеалам и нормам в повседневной и профессиональной жизни;
- создать условия для определения собственной позиции, аргументировано отстаивать свои убеждения и идеалы, свое жизненное кредо.
Формирование эмоционально-нравственного компонента профессиональной воспитанности осуществляется через развитие образного восприятия мира и обогащения эмоциональной сферы личности. Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как:
1. Посещения театров, кинотеатров, выставочных залов, концертов.
2. Проведение тематических вечеров (литературных, поэтических, презентаций произведений, сборников, альманахов, обсуждения новинок литературы, литературных чтений).
3. Проведение бесед, фестивалей и конкурсов.
4. Организация клубных встреч, встреч по интересам.
5. Выпуск стенгазет.
6. Организация путешествий, поездок, туристических походов.
Важным практическим итогом такой деятельности должно стать формирование нравственно-эстетического облика учащегося. На основе такой деятельности возникает особый стиль поведения личности, выражающий его жизненные и профессиональные позиции.
2. Дать определение, раскрыть содержание технологии проецирования, показать роль в трудовом и профессиональном воспитании.
Технология воспитания— это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. Таким образом технология проецирования представляет собой перенос профессионального воспитания в трудовую деятельность.
Одним из решающих условий успешного протекания воспитательного процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.
Технологию конструирования педагогического или воспитательного процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания, конструирования материальных или материализованных средств и конструирования деятельности.
В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельности. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был ли проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана (плана- конспекта, плана воспитательной работы, программы) или нет.
Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.
Оптимальной считается такая организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и воспитанников.
Технология конструирования педагогического или воспитательного процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на воспитанников, группу воспитанников, учебной группы и каждого в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий воспитанников.
Поляков С.Д. выделяет следующие технологии воспитания:
1) Шоу-технологии (конкурсы, соревнования, КВН, и пр.).
2) Технологию коллективных творческих дел.
3) Технологию тренингов общения.
3. Разработать примерный план самовоспитания учащегося.
План проведения тематического кураторского часа
Тема: Здоровый образ жизни и жизнесбережение
Цели:
1. Обучающая – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение
2. Воспитательная – воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни
3. Развивающая – накопление видов и форм проведения мероприятий по улучшению качества приемов по здоровому образу жизни
Методы: рассказ о вреде табакокурения, пример из статистики о заболеваниях, связанных с ведением неправильного образа жизни и его последствиях.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная и групповая
Материально-техническое оснащение:
Ход кураторского часа
1. Организационная часть - 1-3 мин.
1.1. Проверка явки учащихся.
1.2. Приглашение гостей: медицинских специалистов, руководтелей физической культуры
2. Основная часть – 41-42 мин.
2.1. Сообщить тему и цель тематического классного часа.
Тема: Здоровый образ жизни
Цель: формирование полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и очерчение установок на ведение здорового образа жизни
Сообщить план тематического классного часа.
План:
1. успеваемость (учебн. сектор)
2. дисциплина и посещаемость, нарушение дичциплины (староста)
3. общественно полезная деятельность (трудовой сектор)