Ознакомление воспитанников дошкольного возраста со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением, предложением
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением, предложением»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2021
15.00 BYN
Ознакомление воспитанников дошкольного возраста со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением, предложением
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика развития речи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1. Ознакомление воспитанников дошкольного возраста со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением, предложением
2. Развитие фонематического слуха воспитанников дошкольного возраста
Заключение
3. Практическое задание
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что в дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой и фонетической или звуковой стороной.
Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. И, хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность.
Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты. Звучащее слово не только звуковой комплекс, но и слоговый. Звуки в слове при произнесении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова. Один слог в слове ударный. Чтобы ребенок правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Вот почему знакомство со слоговым анализом является важным этапом при обучении дошкольников грамоте и на начальных этапах и для дальнейшего усвоения грамматики родного языка. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии», – подчеркивал Д. Б. Эльконин.
Очень важно, чтобы дети еще до обучения чтению научились делить слова на слоги. Анализ научных исследований показывает, что уже четырехлетние дети справляются с заданием разделить слово на части хлопками, а также хорошо усваивают графическое изображение деления слов на одну, две, три части. Пятилетние дети образуют новые слова путем наращивания слогов, определяют количество слогов в слове, придумывают слова на заданный первый слог. Однако основная работа по ознакомлению детей со слоговой структурой слова проводится в старшем дошкольном возрасте.
Цель данной работы изучить процесс ознакомления дошкольников со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением и предложением.
1. Ознакомление воспитанников дошкольного возраста со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением, предложением
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах детского сада, она начинается значительно раньше.
Уже во второй младшей группе формируется умение слушать звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определения, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений в речевых играх. Знакомят с тем, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности. Обращают внимание на длительность звучания слов (короткие, длинные). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. Идет формирование навыка позиционного чтения (с ориентировкой на гласную букву); чтение прямых и обратных слогов (типа ма, ам), простых слов из них. Освоить правильную позу для письма, написание ритмизованных узоров, рисование каплевидных форм, линий в разных направлениях, навык согласования движений рук, кисти, пальцев, сопровождение графического движения речью, «печатание» слов (письмо печатными буквами, выкладывание карточками).
Анализ учебной программы дошкольного образования показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строем слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению грамоты. Содержание работы по подготовке к обучению грамоте:
– ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
– ознакомление со словесным составом предложения: деление предложения на слова и составление из слов 2-4 предложений;
– ознакомление со слоговым строением слова: членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
– ознакомление со звуковым строем слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы;
2. Развитие фонематического слуха воспитанников дошкольного возраста
Фонематический слух – это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.
Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды.
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте) [2, с.75].
Речевой, или систематизированный слух – весьма сложное образование. Существуют два уровня восприятия звукового состава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам, т.е. речевой квалификации этих звуков. Когда же стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам речи (буквам или категориям), то в этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, на уровне квалификации звуков.
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.
Таким образом, в процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Журовой Л.Е., невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов».
Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках, важно, чтобы эти звуки произносились, нормировано, т.е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.
Заключение
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.
Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами. Известно, что у детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Однако речь дошкольника имеет существенное отличие от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова. Зачастую ребенок сам пытается осмыслить употребляемые им слова, в соответствии со своим опытом. Поэтому в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения (смысла) слов, над развитием точности словоупотребления, что в целом определяет в дальнейшем культуру речи.
При решении этих задач значительное место должно занять специальное обучение – речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.
Среди приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слов. Подобные упражнения проводятся без предметов и игрушек тогда, когда усвоено название этих предметов и игрушек. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя перед детьми вопросы, взрослый не просто добивается воспроизведения знаний, а учит их обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.
Надо чаще задавать вопросы типа «Можно ли так сказать?», «Как сказать лучше?», «Почему ты думаешь, что так можно сказать?», «Скажи всем, как ты это понимаешь» и т. п.
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать.
3. Практическое задание
– Составить 1 конспект занятия по ознакомлению воспитанников дошкольного возраста со слоговым строением слова.
– Подобрать 5 дидактических игр на развитие фонематического слуха воспитанников дошкольного возраста.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Знакомство со слогами».
Цель: ознакомить детей со слоговым строением слова.
Задачи:
Образовательные: формировать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т. д.); определять количество слогов в слове и их последовательность, определять местонахождение ударного слога в двусложных и трехсложных словах, закрепить навык составления слова из заданных слогов.
Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания детей, координация речи с движением, развитие произвольного внимания, памяти.
Воспитывающие: воспитывать внимание детей к слову; желание отвечать на вопросы.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей следующие слова: слово, слог.
Ход занятия
– Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кого я называю: садитесь на места те, чьи имена состоят из стольких частей, сколько хлопков я сделаю. Например, По – ли – на. Сколько хлопков я должна сделать? Верно, три. Давайте посчитаем: раз, два, три. Ясно, ребята? (называю всех детей). Молодцы, никого я не забыла назвать? Хорошо, сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Верно, Катя, письмо. Это письмо принес почтальон. Вам интересно узнать, что в нем? Сейчас посмотрим. Ой, как много здесь картинок. Я каждому из вас раздам несколько, а вы отберете те, названия которых состоят из двух частей. Давайте, попробуем. Миша, покажи свою картинку. Что изображено?
Дети: Лиса.
– Еще раз повторим: Ли – са. Состоит из двух частей?
Дети: Да.
– Хорошо, Маша, что у тебя нарисовано?
Маша: Кошка.
– Как произнесем?
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2000. – 400с.
2. Варенцова, Н.С., Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – М.: Академия, 1997. – 221 с.
3. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2009. – 227с.
4. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова. – М.: Академия, 2002. – 190 с.
5. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов / Н.А. Стародубова – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 256 с.
6. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981.
7. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 287 с.
8. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инст. образования, 2012. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты