Контрольная работа № 4
Задание 1. Понятие о научной проблеме и гипотезе, их виды и специфика
Началом любого исследования является постановка проблемы. Научная теория формируется в терминах определенной научной отрасли. Постановка проблемы должна представить формулировку гипотезы.
Исследователи выделяют следующие этапы порождения проблемы:
- выявление недостатка в научном знании о реальности;
- описание проблемы на обычном простом языке;
- формулирование проблемы, используя термины научной дисциплины. Формулировать проблему необходимо для того, чтобы сузить
диапазон поиска ее возможных решений.
Проблема — это вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Проблемы подразделяются на реальные и «псевдопроблемы». Также выделяется класс неразрешимых проблем.
Гипотеза — научное предположение, которое вытекает из теории. Оно является еще не подтвержденным и не опровергнутым.
В методологии выделяют гипотезы эмпирического предположения и экспериментальной проверки.
Теоретические гипотезы нужны для устранения внутренних противоречий в теории.
Второй тип гипотез — предположения, которые выдвигаются для решения проблемы экспериментальным методом. Этот метод отличается тем, что он может основываться не на теории.
Выделяют три вида гипотез по их происхождению:
- гипотеза, которая опирается на модели реальности, необходима для проверки конкретной теории;
- научно-экспериментальные гипотезы, которые выдвигаются для подтверждения или опровержения разных законов;
- эмпирические гипотезы, которые формулируются для определенного случая.
Задание 2. Проанализировать план описанного ниже эксперимента
По моему мнению в данном эксперименте были допущены некоторые ошибки:
- Специализации групп совершенно разные: студенты 1 курса психологического факультета и студенты – филологи 1 курса того же университета;
- Эксперимент не был проведен в 3 этапа (по правилам проведения экспериментов);
- Преподаватель не учел «минусы» данного эксперимента и не отразил их в своем наблюдении - не со всеми дети можно использовать данную технологию (незначительный процент детей остается на низком уровне познавательной активности); -объём классной работы в тетрадях очень мал, т. к. много обсуждений.
Мой вариант построения эксперимента эффективности проблемного обучения:
Предмет исследования: Проблемный метод обучения как средство повышения познавательного активности учащихся на уроках в начальных классах.
Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения на уроках в начальной школе.