Для диагностики познавательных процессов были использованы 2 методики для исследования абстрактно-логического мышления у подростка: методика «исключение лишнего», методика «Сложные аналогии» (Э.А. Коробкова).
Испытуемый: подросток 15 лет, школьник, пол-мужской.
Условия проведения диагностики: в индивидуальной форме
Дата диагностики: апрель, 2021
1) Методика «исключение лишнего» (приложение А)
Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками.
Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором, вместо существенных, выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.
Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим.
Результаты:
По результатам проведения методики «Исключение лишнего» при норме 24 балла, испытуемым было набрано 32 балла что говорит о преобладании у него абстрактно-логического мышления,
2) Методика «Сложные аналогии» автор: Э.А. Коробкова (Приложение Б)
Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой.