Когнитивный подход в медицинской психологии
Список использованных источников
Когнитивный подход в медицинской психологии
Понятие «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать». Когниции (мысли) – это вербальные или визуальная единицы в потоке человеческого сознания, которые связаны с лежащими в его основе убеждениями, установками и восприятием.
В современных теориях концепция когнитивного стиля представляет, с одной стороны, индивидуальные различия в обработке информации, а с другой стороны, как личность, она зависит от особенностей организации ее когнитивной области.
Термин «когнитивный стиль» впервые стал использоваться в научной литературе в 50–70-е гг. XX в. В работах таких авторов как: Г. Виткин, С. Е. Аш, Г. Клейн, Р. Гарднер, П. Хольцман.
Г. Олпорт считает: «когнитивный стиль – это совокупность средств и методов достижения цели, то есть целостная система личности как инструмент порядка».
М.А. Холодная анализирует общие проблемы формирования когнитивного стиля (КС) и отмечает появление в произведениях слова «стиль» и внедрение психологической науки, позволяющей констатировать тот факт, что каждый человек имеет различные индивидуальные отличия как формирование личности как системы, а не набора случайных ошибок и неточностей в психологических исследованиях [16, c. 532; 17; 18].
Р. Гарднер считает, что эта концепция представляет собой набор принципов когнитивного контроля, которые обеспечивают возможность формы реалистичной адаптивной когнитивной рефлексии, основанной на корректировке эмоционального состояния.
Однако следует отметить, что, несмотря на все различия в интерпретации, это концептуальное устройство имеет одну общую черту, а именно, что оно неразрывно связано со многими уникальными особенностями:
- когнитивный стиль – структурная характеристика когнитивной сферы, описывающая особенности ее организации и не связанная напрямую с особенностями ее содержания;
- когнитивный стиль рассматривается как индивидуальный способ получения когнитивного продукта. Иными словами, инструментальная характеристика интеллектуальной деятельности противопоставляется ее производственной характеристике;
1. Азаров, Б.Б. Психологическое содержание когнитивных стилей [Текст] // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 8–12
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий. / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2015. – 448 с.
3. Александров, А.А. Современная психотерапия: курс лекций / А.А. Александров. – СПб.: Академический проект, 1997. – 335 с.
4. Баксанский, О.Е. Когнитивные науки: от познания к действию / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. – М., 2005. – С.18.
5. Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен – СПб.: Питер, 2002. – 345 с.
6. Бек, А. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек. – СПб., 2003. – 248 с.
7. Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. / Б.М. Ведичковский. – Т. 1 М.: Академия, 2006. – С.44
8. Волкова, Е.В. Познавательные стили и личность / Е.В. Волкова, В.М. Русалов // Личность и индивидуальные различия. – 2016. – №99. – С. 266–271
9. Выготский, Л.С. Психология. [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002. – 108 с.
10. Гаранян, А.Б. Холмогорова / А.Б. Гаранян. – М.: «Когито-центр», 2000. – 379 с.
11. Доморацкий, В.А. Современная психотерапия (краткосрочные подходы): пособие для студентов / В.А. Доморацкий. – Минск: БГУ, 2008. – 219 с.
12. Жбанкова, Н.В. Особенности структурной организации когнитивных стилей личности. [Текст] / Н.В. Жбанкова, Н.В. Лукьяненко. – М.: Академия, 2006 – 175–182 с.
13. Жирнова, И. Л. Модель структуры и видов когнитивных стилей Эрман-Ливер / И.Л. Жирнова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2017. – №2. – с. 48–57
14. Карпова, Е.В. Когнитивные стили: история вопроса и новые проблемы. [Текст] / Е.В. Карпова, А.В. Яблокова – М.: Мысль, 2016.– С. 220–226
15. Кожевникова, М. Когнитивные стили в контексте современной психологии: к интегрированному каркасу когнитивного стиля / М. Кожевникова // Психологический вестник. – 2018. – Т. 133. – № 3. – С. 464–481.
16. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие. [Текст] / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, 2013. – 480 c.
17. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2010. – 698 с.
18. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Академия, 2015. – 235 с.
19. Максимов, Л.В. Когнитивизм как парадигма субъективной философии и гуманитарных наук / Л.В. Максимов. – М.: Росспен, 2003. – С. 74.
20. Мамедова, Л. В. Современные особенности изучения когнитивных стилей / Л.В. Мемедова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – №4. – с. 125–134
21. Мамедова, Л.В. Когнитивные стили: современные аспекты исследований. [Текст] / Л.В. Мамедова // Университет Пушкина – № 2. – С. 134-143.
22. Немов, Р.С. Общая психология. Учебник. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2012. – 739 c.
23. Психодиагностика: учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 94 с.
24. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. – М.: Эксмо, 2015. – 608 с.
25. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2000. – 460 с.
26. Репина, Н.В. Основы клинической психологии / Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. – Ростов-на-Дону, 2003. – 385 с.
27. Фёдоров, А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия / А.П. Фёдоров. – СПб.: Питер, 2002. – 238 с.
28. Харитонов, С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии / С.В. Харитонов. – М.: Психотерапия, 2009.
29. Хьелл, Л.А. Теории личности / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер; пер. с англ. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.
30. Яблокова, А. В. Стилевые характеристики когнитивной сферы детей // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетка. – 2016. – Т. 22. – № 1. – С. 91–93.