Возрастная физиология и гигиена
БГТТК (Брестский государственный торгово-технологический колледж)
Контрольная
на тему: «Возрастная физиология и гигиена»
по дисциплине: «Возрастная физиология и гигиена»
2021
15.00 BYN
Возрастная физиология и гигиена
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Возрастная физиология и гигиена
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 6.
Поделиться
1. Влияние условий жизни на рост и развитие подростка. Акселерация. Физическое развитие как показатель состояния здоровья и социального благополучия.
2. Строение и возрастные особенности зрительного анализатора. Аккомодация. Острота зрения, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, их профилактика. Гигиена зрения. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению в учебных и производственных помещениях.
3. Возрастные особенности строения и функций кожи. Правила ухода за кожей и ее придатками. Профилактика кожных заболеваний. Функции одежды. Гигиенические требования к одежде и обуви.
1. Влияние условий жизни на рост и развитие подростка. Акселерация. Физическое развитие как показатель состояния здоровья и социального благополучия.
Выделяют следующие факторы, влияющие на рост и развитие ребенка:
• Внутренние (наследственные, эндокринные и нервные факторы);
• Внешние (питание, болезни, экология, социальные условия жизни).
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.
Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития школьников. При беспорядочном питании нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.
Для детей школьного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи.
Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьников должно быть 1:1:4 или 1:1:5. Сут. потребление сахара-не больше 70-75 г.
Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.
Акселерация - это ускоренное биологическое развитие всех органов и систем, всех показателей физического развития.
Подобные изменения начали регистрироваться еще 100-150 лет назад. С тех пор, как в практику медицинских обследований были введены антропометрические измерения, стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается и половое созревание наступает в более раннем возрасте. Подрастающее поколение как бы соревнуется между собой, кто быстрее совершит свой путь от рождения до статуса взрослого человека.
Причины акселерации:
- миграция населения;
- смешанные браки;
- сменившиеся биологические ритмы жизни;
- изменение особенностей питания (если сравнить потребление мяса в различные периоды, то можно увидеть следующее: в 1812 году на душу населения потреблялось 14 кг в год, в 1933 году - 33 кг, в 1980 году - 50-60 кг);
- гипервитаминозы (избыточное поступление в организм витаминов и ускорение биохимических процессов).
2. Строение и возрастные особенности зрительного анализатора. Аккомодация. Острота зрения, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, их профилактика. Гигиена зрения. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению в учебных и производственных помещениях.
У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у взрослого – 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.
Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес. жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3–4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.
Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.
В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.
Аккомодация – это способность глаза фокусировать изображение рассматриваемых предметов на сетчатке независимо от расстояния, на котором находится предмет. Акт аккомодации — безусловный рефлекс, выработанный с первых недель жизни. Ресничная мышца, сокращаясь или расслабляясь, все время регулирует степень изменения кривизны хрусталика, необходимую для получения ясного изображения рассматриваемого предмета на сетчатке. Импульсы из нервных центров проводятся к мышце глазодвигательным нервом.
Во время акта аккомодации происходит целый ряд изменений в глазу. Изменение кривизны хрусталика происходит в основном за счет его передней поверхности, которая становится более выпуклой. Кривизна задней поверхности хрусталика существенно не изменяется. Одновременно с этим отмечается сужение зрачка за счет синергизма общей для цилиарной мышцы и зрачка иннервации от глазодвигательного нерва. При сильном напряжении аккомодации связочный аппарат расслабляется и хрусталик несколько опускается книзу.
Максимальное напряжение аккомодации определяет положение ближайшей точки ясного зрения (punctum proximum) — это та точка, к которой глаз устанавливается при максимальном напряжении аккомодации.
Найти ее легко. Для этого нужно придвигать к глазу небольшой объект (мелкий пробный шрифт, газету, книгу и т. п.) до тех пор, пока он не станет трудноразличимым. При дальнейшем приближении к глазу шрифт будет сливаться и чтение его станет невозможным. Таким образом, та наиболее близкая к глазу точка, с которой еще возможно ясно различить объект, и будет ближайшей точкой ясного зрения.
Острота зрения характеризует так называемое центральное зрение, т.е. такое состояние, когда достигающий сетчатки луч света фокусируется на желтом пятне и все детали предмета и его цвет ясно видны.
Острота зрения - максимальная способность различать отдельные объекты, ее определяют по наименьшему расстоянию между двумя точками, которые глаз различает, т.е. видит отдельно, а не слитно.
Нормальный глаз различает две точки, видимые под углом в 1 минуту. Угол в одну минуту принимается обычно в практике в качестве нормы остроты зрения (при правильной фиксации глазами точечного объекта его изображения попадают в центральные ямки обоих глаз).
Близорукость — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Наиболее распространённая причина — увеличенное (относительно нормального) в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Более редкий вариант - когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем надо (и, как следствие, они опять-таки сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удаленных предметов, на сетчатке возникает нечеткое, размытое изображение.
3. Возрастные особенности строения и функций кожи. Правила ухода за кожей и ее придатками. Профилактика кожных заболеваний. Функции одежды. Гигиенические требования к одежде и обуви.
У детей на единицу массы тела приходится большая площадь поверхности кожи, нежели у взрослых. С этой особенностью связана значительно большая теплоотдача у детей по сравнению со взрослыми. Чем моложе ребенок, тем более выражена эта особенность. Высокая теплоотдача сопровождается и высоким теплообразованием, а стало быть, затратами энергии. На уровне взрослых терморегуляционные процессы устанавливаются только к 9 годам. До этого возраста дети одинаково легко переохлаждаются и перегреваются. И то, и другое опасно для жизни и здоровья особенно маленьких детей.
Потоотделение начинается на 4-ой неделе жизни. С возрастом изменяется не количество, а размеры потовых желез и их секреторная функция. Они начинают играть все более заметную роль в теплоотдаче.
Секреторная активность сальных желез особенно велика непосредственно перед рождением («смазка» тела для облегчения прохождения через узкий родовой канал) и в период полового созревания в связи с нейроэндокринными перестройками в организме подростков. Избыток кожного сала в этот период удерживает на коже грязь и слущивающиеся эпителиальные клетки, которые закрывают поры кожи, способствуя образованию гнойничков, зуда, расчесов кожи, нарушению целостности кожных покровов и проникновению инфекции. Бактерицидные свойства грязной кожи падают в 17 раз. Поэтому для подростков особенно актуален гигиенический уход за кожей.
Чтобы кожа была нормальной, необходимо поддерживать ее физиологическое состояние и содержать в чистоте. Естественно главный способ ухода – мытье. Ведь на поверхности тела скапливаются грязь и пыль, осевшие из воздуха, отмирающие клетки рогового слоя эпидермиса, продукты работы сальных и потовых желез, а также различные вещества, загрязняющие кожу во время работы. Чистая кожа защищает организм от солнечных лучей и бактерий, помогает поддерживать постоянную температуру тела, загрязненная же, наоборот, не справляется с такими задачами, и человек страдает от перегрева, инфекции или интоксикации. Пренебрежение этим приводит к скоплению грязи, инфицированию, а в дальнейшем и к развитию воспалительных заболеваний. Все тело необходимо держать в чистоте. Но следует учесть, что при частом мытье некоторые используемые косметические средства разрушают нормальный водно-жировой слой, поэтому режим мытья необходимо подбирать с учетом индивидуальных особенностей кожи. Так, при нормальной и жирной коже используют нейтральные туалетные мыла, а при сухой – мыла, содержащие больше жировых компонентов. Желательно, чтобы средства соответствовали естественному уровню кислотности (рН) здоровой кожи – 5,5. Для сохранения мягкой и эластичной кожи в качестве моющего средства предпочтительнее использовать гель, так как нейтральные соединения не вступают в химическую реакцию с защитной пленкой кожи и не разрушают ее.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 6.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты