Искаженное развитие
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Искаженное развитие»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
15.00 BYN
Искаженное развитие
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Логопедия
Вариант: 12
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Поделиться
Введение
1. Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления
2. Искаженное психическое развитие: этиология, четыре группы детей с аутизмом. Структура нарушения развития (по В. В. Лебединскому)
3. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при искаженном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при искаженном развитии
4. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с интеллектуальной недостаточностью легкой степени
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в таких науках как теория практики, нейропсихология, коррекционная педагогика и специальная психология происходит усиление внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, а это, в свою очередь, имеет важное научно-практическое значение. Возрастающее количество детей с отклонениями в развитии вызывает необходимость их изучения не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.
В последнее время все больше внимания уделяется проблеме обследования и коррекции различных психических расстройств у детей. Появился целый ряд литературы, включая рекомендации по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, поведенческим и коммуникативным отклонениям. Однако многие вопросы остаются нерешенными до конца.
В этой контрольной работе я хотела бы обратиться к проблеме раннего детского аутизма, при котором коммуникативные расстройства преобладают во всем поведении ребенка и играют доминирующую роль в формировании его аномального развития, тогда как при других дефектах психического развития общение расстройства носят вторичный характер и сопровождаются коррекцией основного расстройства, значительно уменьшается или значительно исчезает: умственная отсталость, невротические расстройства, нарушения речи и слуха и другие расстройства. Коррекция аутизма в раннем детстве имеет особую, довольно сложную природу.
1. Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления
Раннее детство является частью структуры шизофренического психического расстройства и занимает особое место, поскольку отличается от всех аномалий развития величайшей сложностью и дисгармонией как клинической картиной, так и психологической структурой расстройства [1].
В 1912 году Э. Блейлером был введен термин «аутизм» с целью обозначение особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Разнообразно происхождение аутизма: в легкой степени может возникнуть при конституциональных особенностях психики, а также при хронической психологической травме. Но также может проявится как серьезное отклонение от нормы психического развития (ранний детский аутизм).
РДА или синдром Каннера – является аномалией психического развития, которая состоит в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.
Описание синдрома РДА впервые было описано Л. Каннером в 1943 году, немного позже он был описан Г. Аспергером (1944), и С. С. Мнухиным (1947). Данные описания были независимы.
Наиболее значиными в клинической картине синдрома РДА являются следующие признаки:
1. Аутизм как предельное (“экстремальное”) одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2. Стремление к постоянству проявляется в стереотипных действиях, чрезмерном пристрастии к разным предметам, сопротивлении изменениям в окружающей среде.
2. Искаженное психическое развитие: этиология, четыре группы детей с аутизмом. Структура нарушения развития (по В. В. Лебединскому)
Лебединским В. В. был выделен один из типов дизонтогенеза – искаженное развитие, типичной моделью которого является ранний детский аутизм [2].
В настоящее время точные причины возникновения РДА не выявлены, однако имеются наиболее вероятные варианты, такие как наследственная отягощенность, реакция на подавление ребенка со стороны матери, ее эмоциональную холодность, следствие органического поражения мозга, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон.
Также Лебединским В. В. были выделены следующие группы детей с аутизмом:
Первая группа РДА – полная отрешенность от происходящего. Наиболее тяжелая степень поражения, для которой характерны следующие признаки:
• полевое поведение при котором ребенок может бесцельно перемещается в пространстве комнаты, иногда передвигаясь по мебели (прыгая, перелезая по верху);
• эмоциональный контакт с взрослым отсутствует, реакция на внешние и внутренние раздражители слабая, болевые пороги снижены;
• лицо сохраняет выражение отстраненности;
• речь отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено;
• ребенок избегает резких стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений – все это может вызвать приступы страха;
• выражены явления пресыщаемости: утомляемость, плаксивость, раздражительность.
3. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при искаженном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при искаженном развитии
Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при искаженном развитии следующие:
1. Что касается внимания, то имеются трудности в сосредоточении, внимание приковывается к отдельным аспектам воспринимаемого поля.
2. В сенсорно-перцептивной сфере возникают проблемы в развитии сенсорной сферы, которые в свою очередь разделяются на две группы: гиперчувствительноть и гипочувствительность.
Гиперчувствительностью является повышенная чувствительность вплоть до непереносимости определенных сенсорных стимулов.
Гипочувствительностью считается недостаточно развитая способность воспринимать стимулы разной модальности.
3. Моторика плохо развита, имеется несформированность произвольных движений, а также проявляются трудности в овледнии навыками самообслуживания – перечисленное относится к психосоматической сфере. Также переход к произвольным движениям часто оказывается непреодолимым. Отмечаются отсутствие плавности, толчкообразность, машинообразность, нескоординированость движений, обилие стереотипных движений, ритмических разрядов, импульсивных действий.
4. В мнемической сфере – хорошая механическая память.
5. В мыслительной сфере – нарушение целенаправленности и пресыщаемость интеллектуальной деятельности, вычурность мышления, что обусловлено оторванностью знаково-символической деятельности от чувственного познания, склонность к символике.
4. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с интеллектуальной недостаточностью легкой степени
Фамилия, имя, отчество ребенка: напишите сами если есть необходимость.
Возраст: 6 лет.
Критерий выраженной умственной отсталости о МКБ-10: F 70.
Ребенок проживает и воспитывается в полной семье. Воспитанием занимаются оба родителя, а также помогают бабушки и, которые имеют единые требования к ребенку и организации его свободного времени.
Воспитанник подчиняется требованиям родителей, старается соблюдать режим дня, в целом доброжелателен в общении, выполняет некоторые обязанностей по дому.
Воспитатель осуществляет личный ежедневный контакт с родителями при посещении детского сада, а также при необходимости происходит общение по телефону.
Ребенок физически достаточно развит. Координация движений вполне соответствует возрасту воспитанника.
Внимание: активное, однако недостаточно устойчивое. Во время проведения занятий наиболее эффективными средствами для привлечения внимания являются изменение громкости и высоты голоса воспитателя.
Мышление: развито как пассивное, так и активное, а также наглядно-образное. Операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления причинно-следственных связей недостаточно развиты. При усвоении понятий не умеет выделять существенные признаки и дать определение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
Для организации бытового поведения аутичных детей, формирования у них навыков социально–бытовой адаптации можно выделить следующие рекомендации, которые могут пригодиться родителям и педагогам аутичных детей.
Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
На начальных этапах обучения главной задачей является общая организация поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. При этом важно, с одной стороны, подкреплять желаемое поведение ребенка, а с другой использовать его интересы для удерживания его внимания.
1. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
2. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. – Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
3. Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология / К. С. Лебединская, О. С. Нискольская – 1988 – № 2.
4. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2006. – 224 с.
5. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Теревинф, 2005. – 288 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 16.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты