ПОНЯТИЕ «ВОСПРИЯТИЕ» ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ПОНЯТИЕ «ВОСПРИЯТИЕ» ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Развитие современного общества невозможно без его духовного обновления. В эпоху преобразований главная роль отводится человеку с его убеждениями, способностями творчески мыслить, готовностью к реализации глобальных перемен в социуме. В современном обществе в педагогике, культуре, искусстве по-новому должна решаться проблема подготовки детей к жизни в условиях перемен.
Формирование основ музыкальной культуры человека предполагает последовательное накопление опыта восприятия музыкальных произведений высокого искусства, начиная с раннего детства. Б. В. Асафьев, подчеркивая связь музыкальных и речевых интонаций, указывал, что через интонацию музыка, подобно речи, раскрывает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания окружающего мира [1, с. 18–19].
Развитие музыкальной культуры неразрывно связано с развитием общества в целом, и изучение ее различных аспектов на каждом этапе этого развития актуально как с теоретической, так и с практической точки зрения. Это относится и к восприятию музыки – процессу, являющемуся одной из составляющих музыкальной культуры.
Восприятие музыки не может оставаться неизменным у разных поколений слушателей. В настоящее время средства массовой информации, коммерческие концертные организации, культивирующие и распространяющие развлечения, образцы музыки воспитывают слушателей с самыми простыми, примитивными музыкальными потребностями, лишая их «высших музыкальных потребностей, то есть ценности, нравственно-эстетического восприятия и знания о музыкальном искусстве» [4, с. 87].
Исследователь проблемы восприятия музыки современной молодежью Е.С. Борисова утверждает:
«В связи с фундаментальным изменением музыкальной и культурной среды можно говорить о возникновении новых смысловых контекстов восприятия и понимания музыки современным слушателем» [7, с. 243].
1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – M.-Л. : Музыка, 1965. – 152 с.
2. Баженова, Л. М. Комплексное воздействие в процессе искусств художественного образования учащихся / Л. М. Баженова. Т. Г. Пеня // Советская педагогика. – 1988. – № 12. – С. 43–46.
3. Безбородова, Л. А. Сущность теории музыкального образования / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев // Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие. – М. : Академия, 2002. – 316 c.
4. Борисова, Е. С. Психологические особенности восприятия музыки современной молодежью : монография / Е. С. Борисова. – Самара : СамНЦ РАН, 2013. – 126 с.
5. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 2013. – 255 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Люкс, 2005. – 671 с.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 2007. – 416 с.
8. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2009. – 152 с.
9. Казанджиева–Велинова, З. Г. Музыкальное воспитание / З. Г. Казанджиева – Велинова. – София, 2006. – 240 с.
10. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е. О. Назайкинский. – М. : Музыка, 2012. – 384 с.
11. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – М. : Высшая школа, 2014. – 256 с.
12. Радынова, О. П. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей / О. П. Радынова // Справочник музыкального руководителя. – 2012. – № 6. – С. 4–19.
13. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. – СПб. : Композитор, 2007.
14. Филатов, Ф. Р. Основы психологии : учеб. пособие / Ф. Р. Филатов. – М. : Академия, 2007. – 312 с.