Психодиагностика
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Психодиагностика»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2022
15.00 BYN
Психодиагностика
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психодиагностика
Вариант: 29
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Психологический портрет личности взрослого. Формализованная биографическая анкета Н.В. Логиновой
2. Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема составления психологического портрета личности взрослого человека важна для понимания его личности, последующего определения направлений психической работы со взрослым клиентов. В основе составления психологического портрета лежат результаты диагностики.
Развитие биографического метода имеет важное значение в системе комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого Б.Г. Ананьевым (1986). Кроме Б.Г. Ананьева методологическая основа биографического метода обнаруживается в работах С.Л. Рубинштейна, Ш.Бюлер, Г. Томэ, Г. Олпорта и др. Более подробное развитие биографического метода наблюдается в работах Н.В. Логиновой, Л.А. Головей (учеников Б.Г. Ананьева).
В качестве предмета биографического метода выступает жизненный путь, то есть история исследуемой личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события его среды.
Проблема поведения личности в конфликтной ситуации представлена в работах А.Я. Анцупова, В.М. Бабосова, Ф.М. Бородкина, Н.В. Гришиной, Дж.Г. Скотта, К. Томаса и др.
Цель исследования: изучить проблему составления психологического портрета личности взрослого, формализованной библиографической анкеты, провести тест описания поведения в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы составления психологического портрета личности взрослого, формализованной библиографической анкеты Н.В. Логиновой.
2. Осуществить диагностическое исследование индивидуального стиля поведения в конфликте на двух испытуемых.
1. Психологический портрет личности взрослого. Формализованная биографическая анкета Н.В. Логиновой
Личность любого человека в психологии рассматривается как сложная система, состоящая из биологических, социальных и психологических характеристик. Б.Г. Ананьев рассматривал личность в качестве общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Потому свойства и личности раскрываются через ее социальную сущность, включая природные особенности [1, с. 62].
Психологический портрет личности взрослого представляет собой описание различных сфер личности испытуемого на основании результатов диагностики. По определению А.Н. Сизанова, «психологический портрет личности – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах» [5, с. 14].
С.В. Кудряшова предлагает следующую структуру психологического портрета личности.
- социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);
- социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания) [4, с. 119].
Психологический портрет личности взрослого может быть составлен на основе следующих показателей:
1) мотивационно-потребностная сфера – потребности, мотивы, лежащие в основе активности взрослого;
2) эмоционально-волевая сфера – эмоциональный интеллект, волевые качества, депрессия, самочувствие, активность, настроение, тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, психологический стресс;
3) ценностно-смысловая сфера – ценности, установки, убеждения, осмысленность жизни,
4) самосознание – самооценка, уровень притязаний, самоотношение.
2. Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)
Диагностическое исследование осуществлялось с использованием методики «Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
В диагностическом исследовании приняли участие 2 испытуемых:
1. Кирилл, 24 года
2. Марина, 23 года.
Рубрикатор методики:
1. Название методики: Тест описания поведения Томаса
2. Автор методики: К. Томас.
3. Контингент испытуемых: начиная с подросткового возраста.
4. Операциональный статус: стандартизированный опросник.
5. Предмет диагностики: личностная предрасположенности к конфликтному поведению, стили поведения в конфликтной ситуации.
6. Сопряженные практические задачи: изучение коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
7. Комплектность методики: бланк для заполнения, ключ для обработки данных.
Инструкция: «В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации».
8. Теоретические основы методики: методика разработана Томасом и Киллменом на основе двухмерной модели регулирования конфликтов. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что психологический потрет представляет собой описание различных сфер личности испытуемого на основании результатов диагностики, комплексную психологическую характеристика взрослого человека, содержащую описание его внутреннего мира, различных сфер личности. Психологический портрет личности взрослого может быть составлен на основе следующих показателей: 1) мотивационно-потребностная сфера – потребности, мотивы, лежащие в основе активности взрослого; 2) эмоционально-волевая сфера – эмоциональный интеллект, волевые качества, депрессия, самочувствие, активность, настроение, тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, психологический стресс; 3) ценностно-смысловая сфера – ценности, установки, убеждения, осмысленность жизни, 4) самосознание – самооценка, уровень притязаний, самоотношение.
Проведенное диагностическое исследование с использованием методики «Тест описания поведения Томаса» (адаптация Н.В. Гришиной) у испытуемых позволило выявить доминирующую стратегию поведения и разрешения конфликтной ситуации. У испытуемого № 1 в конфликтной ситуации преобладает стратегия соперничества, то есть стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая стратегия характеризуется активной борьбой за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, других средств давления на оппонента. У испытуемого № 2 в конфликтной ситуации преобладает стратегия компромисса, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон. Испытуемый зачастую в конфликтной ситуации выбирает стратегию сотрудничества, которое направлено на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2016. – 282 с.
2. Логинова, Н.А. Итоги развития биографического метода психологии в ХХ веке / Н.А. Логинова // Методология и история психологии. – 2006. – Том 1, Выпуск 2. – С. 67-81.
3. Практикум по общей экспериментальной психологии / под ред. С.А. Маничева, А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
4. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 288 с.
5. Сизанов, А.Н. Ваш психологический портрет: Типы личности. Характер и темперамент. Мотивация к успеху / А.Н. Сизанов. – М.: Смысл, 2017. - 320 c.
6. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т.2. – С. 69-77.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты