1. Сущность и значение трудовой деятельности детей дошкольного возраста
2. Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста
3. Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Список использованной литературы
1. Сущность и значение трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Словарь педагогических терминов интерпретирует трудовую деятельность как: целесообразную деятельность человека, связанную с изготовлением и использованием орудий труда, направленную на видоизменение и устройство предметов природы для удовлетворения своих потребностей. А трудовое воспитание, по определению словаря, это - целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, пониманию социальной и общественной значимости труда и воспитания психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.
Трудовая деятельность дошкольника в педагогическом процессе – это целенаправленная деятельность по видоизменению и приспособлению разнообразных предметов с целью удовлетворения собственных потребностей.
Привлечение детей к посильной трудовой деятельности должно осуществляться своевременно. Это необходимо для всестороннего развития личности ребенка, его физического развития и укрепления здоровья. Трудовая деятельность требует от ребенка таких личностных качеств как сообразительность, наблюдательность, внимание, память и сосредоточенность.
Таким образом, трудовая деятельность оказывает положительное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Наибольшее значение труд имеет для нравственного воспитания детей.
2. Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
В первую очередь нельзя забывать, что ведущий вид деятельности ребенка - это игра, а соответственно, труд тесно связан с игрой. Это очень легко заметить в обыденной жизни ребенка, ведь, выполняя учебную задачу, зачастую ребенок переключается на игру (например, ребенок начинает играть водой во время умывания, превращает свои вещи в волшебных персонажей при одевании и т.п.). В более старшем возрасте трудовая задача также превращается в игру, которая помогает легче и охотней ее выполнить (например, собирая листья и мусор, ребенок превращает их в каких-то чудовищ, которых нужно собрать и посадить в клетку - мусорный мешок). А когда ребенок играет и ему вдруг понадобился какой-то предмет, он его, не задумываясь, мастерит из подручных материалов, а чем это не труд? Наблюдая за детьми дошкольного возраста, их игрой, мы часто становимся свидетелями, как в своей игре дети отражают труд взрослых, их взаимоотношения.
Важно отметить, что в разных возрастных группах отношения труда и игры проявляется неодинаково, соответственно руководство трудовой деятельностью должно быть разным.
Младший дошкольный возраст определен стремлением превратить трудовой процесс в игру, это может взойти в основу формирования трудовой деятельности детей. Детям проще выполнить трудовую задачу, если она будет выглядеть как игра (например, малышам дали задание собрать листья с участка, набрав листьев в мешок, ребенок представляет себя Дедом Морозом с подарками, воспитатель, видя это поддерживает ребенка, говоря, что он молодец и просит принести еще мешочек подарков), при этом необходимо следить, чтобы игровая задача не вытеснила трудовую. Если ребенок все же отвлекся на игру, педагогу нужно направить его внимание на определенную ранее задачу (мальчик, набрав листьев в мешок, сгреб их в охапку и устроил салют, педагогу нужно мягко напоминать ребенку, что он забыл собрать листья и, что их все-таки надо убрать).
3. Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Вопросам содержания трудового воспитания занимались и занимаются такие специалисты, как Буре Р.С., Нечаева В.Г., Година Г.Н., Сергеева Д.В, Козлова С.А., Куликова Т.А, Крулехт М.В. и другие. Труд детей по содержанию можно разделить на пять видов:
- самообслуживание – труд ребенка, который обращен на обслуживание самого себя, для детей дошкольного возраста это – умывание (навыки гигиены), одевание, раздевание, прием пищи.
Самообслуживание также влияет на умственное развитие детей: ребенок, опять же, знакомится со свойствами предметов. Во время одевания и раздевания он узнает, что ткань имеет различную структуру, что бывают разные застежки – пуговички, кнопочки, липучки, молнии, крючки и т.д.; в моменты мытья рук, чистки зубов он получает знания о гигиене, о ее пользе, о том, что будет, если не соблюдать определенные правила.
- хозяйственно-бытовой труд – труд ребенка, в котором он исполняет несложную для себя деятельность взрослых, это – умение наводить порядок в групповой комнате, прилегающим к ней помещениям, на участке, дома, а также, принятие участия в бытовых процессах, подготовке к занятиям, прогулкам, ремонт книг, игрушек.
Хозяйственно-бытовой труд воспитывает у детей потребность содержать свое рабочее место в порядке, что каждая вещь имеет свое место, а когда он наводит порядок, он запоминает все, а соответственно активно работает его память и мышление – это незаменимые качества, которые будут необходимы ребенку при поступлении в школу.
- труд в природе – труд, направленный на развитие приемов и навыков ухода за животными и растениями - уход за растениями и животными в уголке природы, очистка аквариума совместно с педагогом, озеленение участка и т.п. Имеет свою специфику – единый вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
1. Буре Р.С, Година Г.И. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
5. Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика. - 2010. -№4. - С. 28-31.
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 5-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.
7. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. /Библиотека семейного чтения. - М.: Издательство политической литературы, 1986 – 367 с.