Психология
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2022
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Особенности психического развития в художественной деятельности
2. Особенности психического развития в трудовой деятельности
3. Рекомендации по формированию трудовой деятельности у дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Возрастные особенности психического развития людей в отечественной психологической науке рассматриваются либо в рамках возрастной психологии, либо в рамках психологии развития. При этом в одном случае под этим названиями подразумевают одну и ту же область знания, в которой изучаются особенности психического и поведенческого развития людей.
В других случаях эти науки разграничивают. Например, есть мнение, что психология развития является более общим и теоретическим курсом по сравнению с возрастной психологией, определяя методологическую базу для последней.
Известные психологи того времени также обращали внимание на важность учета знания психологии детей при организации педагогического процесса. В. Джеймс отмечал, что психологи должны обратить внимание педагогов на необходимость исследования внутренней жизни учеников с целью ее более глубинного понимания. Г. Мюнстенберг указывал, что от психологии не следует требовать конкретных указаний, как учить детей, а необходимо способствовать пониманию причин утомления детей, отклонения от норм в поведении.
Задачи контрольной работы:
1. Изучить литературу по вопросу психологического развития детей дошкольного возраста в художественной деятельности;
2. Изучить литературу по вопросу психического развития в трудовой деятельности;
3. Разработать рекомендации по формированию трудовой деятельности у дошкольников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Особенности психического развития в художественной деятельности
Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка давно изучалось психологами. Эта деятельность детей рассматривалась с точки зрения возрастной эволюции (К. Риччи, К.Бюлер и другие), её психологического анализа (Н.А. Рыбников, Э. Мейман и т.д.), связи детских рисунков с эмоциональным состоянием (А.М.Шуберт), а также умственным развитием ребенка (Ф.Гуденаф), с развитием личности ребенка (А.Ф. Лазурский). Изобразительная деятельность ребенка широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Детский рисунок, как свободное отражение мышления, воображения, наблюдений ребенка привлек к себе внимание многих исследователей.
Изучением детского рисунка начали заниматься в конце 19 века. Первыми исследователем детского рисунка, его психологических основ были искусствовед Коррадо Риччи, в России - В.М.Бехтерев, Ю.Н.Болдырев, Л.С.Выготский С.А.Левитин, и многие другие.
Карл Лампрехт подчеркивал значение детского рисунка как объективного материала для изучения психологии детства, дающего возможность исследовать общие и индивидуальные психологические особенности ребенка, переход от одного периода детства к другому.
Русский психолог, профессор В. М. Бехтерев в своей работе «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» говорил о том, что «детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждения о детском мире и в то же время помогает понять на основе этого объективного материала, что такое ребенок».
Г.В. Лабунская подчеркивала, что своеобразие рисунка заключается в том, что в нем отражается, прежде всего, зрительно воспринимаемый внешний облик предметов. Изображение невозможно без познания таких свойств предметов, как их форма, строение, окраска, относительная величина, положение в пространстве. Прежде чем изобразить какой-то предмет, ребенок должен воскресить в памяти зрительное представление этого предмета. Очень важно, чтобы умения, полученные в рисунке, дети переносили на изображение предметов, аналогичных по форме.
2. Особенности психического развития в трудовой деятельности
Начальной формой деятельности человека, создавшей самого человека, был труд. В процессе труда люди познавали природу, раскрывали ее законы, узнавали друг друга и самих себя. Роль труда в формировании человека в длительном процессе исторического развития раскрыта Ф. Энгельсом.
В развитии ребенка труд имеет также первостепенное значение. Однако его роль здесь отличается от той, которую играл труд в историческом формировании человеческого общества. Ребенок застает в готовом виде не только продукты труда людей, вещи, материалы и не только готовые и совершенные орудия, приборы, машины. Он учится у взрослых, у самих тружеников. Их действия служат ребенку образцом для подражания, а их указания, разъяснения, контроль и помощь освобождают детей от многих безрезультатных проб и серьезных ошибок, допускавшихся людьми ранее.
Анализ различных видов трудовой деятельности детей, ее особенностей, ее изменений в разные возрастные периоды убеждает в том, что и в процессе развития ребенка труд имеет огромные образовательно-воспитательные возможности.
Содержанием трудовой деятельности является система практических действий, направляемых ребенком на достижение какой-то понятной ему и желаемой цели. Эта цель всегда имеет определенную общественную ценность. Труд детей — это серьезное и полезное дело, он облегчает труд взрослых: накрытый к обеду стол, выстиранное белье для куклы, убранные на место игрушки. Даже самостоятельная уборка своей постели, шнурование ботинок или пришивание пуговицы, т. е. всякое самообслуживание, есть подлинный труд, так как он облегчает частично работу взрослых. Конечно, реальная ценность труда ребенка, тем более дошкольника, совсем невелика. Взрослый гораздо быстрее сам уберет посуду, протрет комнатные растения, подметет пол, а для ребенка все эти действия еще очень сложны. Однако труд только тогда может играть существенную роль в развитии личности подрастающего человека, когда ребенок хочет приложить усилия, чтобы принести пользу другим людям. В этом общественном значении труда заключена его нравственная ценность.
3. Рекомендации по формированию трудовой деятельности у дошкольников
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Для ребенка каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности: полить растения, помыть игрушки, протереть стульчики и т. д. Нам, воспитателям, очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям.
Дети стараются изо всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.
Хозяйственно-бытовой труд.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и, по собственной инициативе, устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детейэлементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Во второй половине года идет формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы и т. п.) Воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей, т. к. оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе контрольной работы были решены поставленные ранее задачи:
1. Изучить литературу по вопросу психологического развития детей дошкольного возраста в художественной деятельности;
2. Изучить литературу по вопросу психического развития в трудовой деятельности;
3. Разработать рекомендации по формированию трудовой деятельности у дошкольников.
1. Дыгун, М. А. Конспект лекций по возрастной психологии и педагогической К64 психологии : пособие для студентов пед. специальностей вузов / М. А. Дыгун [и др.]; под общ. ред. М. А. Дыгуна. – Минск : Экопер- спектива, 2009. – 200 с.
2. Немов, Р. С. Общая психология. Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Р. С. Немов. – Москва: Издательство Владос. – 2008. – 396 с.
3. Шапатина, О. В. Психология развития и возрастная психология. / О. В. Шапатина, Е. А. Павлова / Самара: Издательство «Универс групп», 2007. – 204 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты