МИФОКРИТИКА
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
А.А. Блок Девушка пела в церковном хоре...
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
МИФОКРИТИКА
В стихотворении А. Блока заявлено несколько мифологем, тесно связанных друг с другом.
Основной церковный источник, формирующий лирическую модель стихотворения, – молитва. Жанровый канон стансов, где строфы содержательно и композиционно обособлены, преобразует центральную музыкальную тему в четыре картины-события, связанные по принципу диссонанса. Каждая из строф стансов «Девушка пела в церковном хоре...» имеет свою «смысловую точку» (молитва — вокал — иллюзия — прозрение) и открывает «другое» содержание происходящего, усиливает и развивает трагическую тему двоемирия, вольных и невольных подмен, духовных исканий и утрат времени.
В качестве основного церковного источника, формирующего «особость» лирической модели стансов Блока «Девушка пела...», исследователи называют ектению — всеобщую храмовую молитву «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих». И действительно, первая строфа, где девушка в церковном хоре поет «О все усталых в чуж
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Время создания стихотворения – август 1905 г. (в письме Блока к Е. П. Иванову, содержащем автограф «Девушка пела...», поставлена дата – 5 августа). Стихотворение выросло из катастрофической атмосферы начала века: Русско- японская война, гибель русского флота под Цусимой 15 мая 1905 г., кровавый ход первой русской революции.
В авторском трехтомном «Собрании стихотворений» 1911—1912 гг. Блок, осмысливая свое творчество как «путь», включил «Девушка пела...» в состав «Разных стихотворений» (1904–1908). Этот раздел занял место не в конце второго тома (после тематических разделов и циклов), а поставлен третьим – столь важен был для поэта период исканий, где каждое стихотворение – «этап» в духовной биографии художника. Эту концепцию поэт сохранил и в последующих изданиях своих сочинений.
Девушка пела в церковном хоре
В этом стихотворении нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить “землю” и “небо” и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Поэтому в стихотворении присутствует именно женское пение.
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
Для работы в рамках сравнительно-исторического метода мною было выбрано стихотворение А. Ахматовой «Жарко веет ветер душный», которое я и буду сравнивать со стихотворением А. Блока.
Стихотворение Анны Ахматовой:
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло;
Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе.
На стволе корявой ели
Муравьиное шоссе.
Пруд лениво серебрится,
Жизнь по-новому легка…
Кто сегодня мне приснится
В пестрой сетке гамака?
Данные стихи отличаются, во-первых, отношением к будущему. В стихотворении А. Блока будущее известно: «никто не придет назад». Оно неизвестно слушающим пение церковного хора, но известно плачущему ребенку в конце стихотворения. Значит, известно поэту. Поэт не испытывает