Образ Раскольникова в романе, антигуманность его теории
Проблема наказания в романе
Социально-философская проблематика романа
Сюжетно-композиционное решение романа
Образ Раскольникова в романе, антигуманность его теории
С первых страниц романа Ф.М.Достоевский знакомит нас с главным героем Родионом Раскольниковым. Рассказывая читателю его историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над важными вопросами (общественными, нравственными, психологическими, семейными и моральными).
Знакомство с главным героем происходит в первой главе. Писатель описывает молодого человека, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Автор описывает обстановку комнаты, в которой проживает Раскольников: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Так же писатель делает акцент на описании одежды. В сумме все эти описания показывают в каком бедственном положении находится главный герой.
Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.
Больное самолюбие и гордыня, а также нехватка денег подкидывают парню идею. Раскольников стал делить людей на 2 сословия, как право имеющие и обычные. Раскольников решил исполнить свое предназначение и готовился к преступлению. Он хотел убить старуху, которая была ростовщицей и давала деньги долг под завышенные проценты. Раскольников все запланировал, но он не думал что в реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. После преступления Раскольников стал помогать чужим людям. Вся его жизнь разделилась на 2 части. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Так же герой пытается запутать инспектора, который ведет дело об убийстве. Герой лишился сил из-за постоянного напряжения и лжи. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!»
Проблема наказания в романе
Из шести частей романа Ф.М.Достоевский «преступлению» отводит только первую часть, а «наказанию» пять остальных и эпилог. Это показывает важность проблемы наказания для Достоевского.
Подвергая Раскольникова различным формам «казни» и «самоказни», Достоевский не только противопоставляет «отрицательному» Раскольникову «положительную» Соню. Но «отрицательному» Раскольникову (и это очень важно) он противопоставляет «положительного» Раскольникова, т. е. показывает напряженную борьбу внутри самого героя: борьбу между убийцей и гуманистом. Между этими двумя контрастными психологическими состояниями ведется непрекращающийся яростный диалог «за» и «против» убийства.
Знаменательно, что Раскольников, пытаясь объяснить мотивы своего преступления, не исповедуется перед Соней в привычном для нас представлении. Ему нужно не столько, чтобы его поняли другие, сколько понять самого себя: зачем, почему, для чего он убил старуху?
Раскольников сам этого точно не знает и, пытаясь понять мотивы своих действий, предлагает поочередно различные версии убийств, из которых каждая последующая опровергает предыдущую. Вот несколько из них: убил, чтобы бедным помочь; убил, чтобы матери и сестре помочь; убил, чтобы проверить себя на право называться человеком высшего разряда и проверить свою теорию; убил, чтобы получить свободу и власть над всем обществом; отказ от всяких объяснений и утверждение, что он убил просто так, для себя одного.
Такая смена версий убийств составляет одну из черт композиции романа. А сам Раскольников находится в процессе постоянного самоизучения, самопознания, ибо он не простой убийца, а убийца-теоретик, идеолог, мыслитель, испытатель идеи, которому «не надобны миллионы, а надобно мысль разрешить» (Иван Карамазов). Без этого разрешения мысли герой Достоевского просто не может жить.
Социально-философская проблематика романа
Проблематика произведения тесно связана с русской действительностью 60-х годов, с духовным обликом русской молодежи. Главную тему русской литературы – протест против социальной несправедливости - Достоевский поднимает на большую философско-этическую высоту.
Достоевский внимательно прослеживает истоки и основные мотивы преступления Раскольникова предавая особое значение его философским корням. Социальные мотивы убийства старухи-процентщицы отходят на второй план: они лишь сопутствуют преступлению, повышая решимость героя, подталкивая его. Но всё-таки общество сыграло немаловажную роль в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - «униженным и оскорбленным», - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость.
Сюжетно-композиционное решение романа
В романе шесть частей и эпилог. Однако это членение не замедляет действие, а убыстряет его. В каждой новой части романа конфликты нарастают и служат основанием для новых, еще более острых ситуаций. Членение романа соответствует нарастанию трагедийного звучания его. Ввод новых действующих лиц связан с обострением сюжетных положений. Причем каждая из частей обрывается на интересном месте (фельетонный прием). Переход же от одной части к другой, как правило происходит в романе через сон, обморок или бред. Так, первая часть заканчивается тем, что Раскольников впадает в состояние забытья. В начале второй части – он пробуждается. В финале ее он падает в обморок при встрече с матерью и сестрой. В начале третьей части Раскольников приходит в сознание. В конце третьей части герой видит сон, где вновь пытается убить старуху процентщицу. И этот сон плавно переходит в явь – к Раскольникову приходит Свидригайлов. Четвертая часть начинается разговором героев, а заканчивается она внезапной встречей Раскольникова с мещанином. Пятая часть начинается описанием чувств Лужина, после его расстроившегося сватовства к Дунечке, а заканчивается разговором Родиона со Свидригайловым, в котором последний в определенном смысле разоблачает героя. В начале шестой части представлен анализ душевного состояния героя. Автор отмечает его страх, апатию, расстройство сознания. Заканчивается же шестая часть сценой признания Раскольникова в полиции. В начале эпилога – рассказ автора о суде, в финале – описание чувств Родиона к Соне.
Однако кроме авторского членения, мы можем выделить в романе две условные части. Это жизнь героя до преступления и жизнь его после. Однако сама сцена убийства при этом не является кульминацией сюжета романа, а является лишь его завязкой. Кроме основной сюжетной линии, в романе присутствуют побочные сюжетные истории (история семейства Мармеладовых).