8. Задачи и содержание работы по развитию понимания и активной речи детей второго года жизни. Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года жизни, их постепенное усложнение, сочетание индивидуальных и групповых занятий. Использование на занятиях разнообразных приемов: вопросы, побуждение
5. Понятие словарной работы в детском саду. Анализ содержания словарной работы в учебной программе дошкольного образования в разных возрастных группах. Приемы словарной работы: речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование значения слов, приемы привлечения внимания детей к слову.
12. Формирование грамматического строя речи на занятиях по всем разделам учебной программы и в повседневном общении. Специальные игры и занятия для формирования грамматического строя речи детей. Принципы отбора материала для занятий с грамматическим содержанием в разных возрастных группах.
Практическая часть
Список литературы
8. Задачи и содержание работы по развитию понимания и активной речи детей второго года жизни. Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года жизни, их постепенное усложнение, сочетание индивидуальных и групповых занятий. Использование на занятиях разнообразных приемов: вопросы, побуждение к словесным высказываниям, использование инсценировок.
Второй год разделяется на два периода (от 1 года до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 2 лет).
Задачи развития речи в общей формулировке являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии разное.
В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. В «Программе воспитания в детском саду» дается перечень категорий, в состав которых входят слова, обозначающие названия людей, предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.), простейших действий. Рекомендуется учить детей понимать не только отдельные слова, но и фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит малыша понимать смысл поручений и выполнять их.
В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети Должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми.
5. Понятие словарной работы в детском саду. Анализ содержания словарной работы в учебной программе дошкольного образования в разных возрастных группах. Приемы словарной работы: речевой образец, повторное проговаривание слов, объяснение и толкование значения слов, приемы привлечения внимания детей к слову.
В дошкольной педагогике под словарной работой понимается целенаправленная педагогическая деятельность взрослого, обеспечивающая эффективное освоение детьми словаря родного языка. Развитие словаря у детей понимается как длительный процесс освоения словарного запаса родного языка: количественного накопления и овладения содержанием каждого слова, т.е. его социально закрепленным значением, или понятием. В процессе понимания ребенком речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения. Увеличение словарного запаса детей связано с работой по ознакомлению их с окружающим миром. Что до обогащения языкового опыта детей в результате включения их в процесс речевого общения, то оно требует воспитания у них внимания к содержательной стороне слова, уточнения значений слов, обогащения связей с другими словами. Это развивает точность словоупотребления и положительно влияет на связность монологического высказывания. Таким образом, задачами развития словаря у детей дошкольного возраста выступают: 1. Количественное обогащение словаря. 2. Формирование у детей понятий. 3. Активизация словаря. 4. Формирование у детей элементарного понимания слова как языковой единицы.
Главным принципом словарной работы в детском саду является опора на познавательную деятельность ребенка, формирование у него дифференцированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, вычленение существенных особенностей, которые входят в содержание понятия, формирование понятийного мышления. Это обеспечивается системой знаний на базе обогащения наглядно-образного мышления детей.
12. Формирование грамматического строя речи на занятиях по всем разделам учебной программы и в повседневном общении. Специальные игры и занятия для формирования грамматического строя речи детей. Принципы отбора материала для занятий с грамматическим содержанием в разных возрастных группах.
Освоить грамматический строй речи – значит овладеть навыками построения высказываний с использованием операций изменения слов по формам, образования новых слов и построения словосочетаний и предложений. Формирование грамматического строя устной речи дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Задачи грамматической работы в детском саду: 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами на основе активной ориентировки в окружающем мире и звучащей речи окружающих людей; исправление морфологических и синтаксических ошибок в речи детей. 2. Формирование у детей элементарного осознания морфологической и синтаксической структуры языка, воспитание чуткости и интереса к языковым явлениям. Только таким путем можно обеспечить успешное практическое усвоение детьми правил, системы морфологических и синтаксических средств. 3. Расширение сферы использования грамматических средств языка в разных формах речи и речевом общении, в различных образовательных областях.
Предупреждение грамматических ошибок в речи детей - упражнение их в употреблении трудных форм, исключений из правил Дошкольники усваивают грамматические формы родного языка в определенной последовательности, диктуемой потребностями общения со взрослыми и сверстниками, а также легкостью или трудностью их усвоения.
Практическая часть
5. Составить методические рекомендации для коллег-воспитателей по одному из разделов теоретической части (на 1 стр. формата А4).
Развитие речи детей третьего года жизни
Дети третьего года жизни очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около воспитателя, он начнет повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с детьми. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.
Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т. п.), и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (вместе с детьми что-то рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет; путешествует по детскому саду и территории участка).
1. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с. (электронная книга Adobe PDF)
3. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Владос, 2013. – 287 с. (электронная книга Adobe PDF)
4. Дубинина, Д.Н., Старжинская, Н.С. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Д.Н. Дубинина, Н.С. Старжинская. – Минск : БГПУ, 2014. –114 с. (электронная книга Adobe PDF)
5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.