ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность и структура учебной деятельности
2 Становление и специфика учебной деятельности в дошкольном возрасте
3 Современные подходы к оптимизации учебной деятельности
4 Развивающее и воспитывающее обучение как средство развития творческой личности ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема учебной деятельности – одна из центральных в возрастной и педагогической психологии. Деятельность человека связана с творческим преобразованием предмета. Усвоение школьником тех или иных знаний в форме учебной деятельности всегда начинается с творческого преобразования усваиваемого им материала. Своеобразие учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления школьник усваивает теоретические знания. Их содержанием является происхождение, становление и развитие какого-либо предмета.
Учебная деятельность формируется у некоторой части детей в течение нескольких лет школьной жизни, особенно интенсивно – в начальных классах. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной и ведущей среди других видов детской деятельности.
1 Сущность и структура учебной деятельности
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «учебная деятельность». В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте [7, с. 143].
В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» определяется как деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
2 Становление и специфика учебной деятельности в дошкольном возрасте
Образование в дошкольном возрасте направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования.
Таким образом, для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности, необходимо наличие предпосылок учебной деятельности.
3 Современные подходы к оптимизации учебной деятельности
Оптимизация учебной деятельности – это целенаправленный подход к построению процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются принципы обучения, особенности содержания изучаемой темы, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данного класса, его реальные учебные возможности и на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно (а не стихийно, случайно) выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения.
4 Развивающее и воспитывающее обучение как средство развития творческой личности ребенка
Развивающее обучение – это система в теории и практике личностно-ориентированного образования, которая направлена на развитие и саморазвитие личности обучающегося, его физической, познавательной и нравственной сфер благодаря использованию потенциальных резервов ученика.
Развивающее обучение являлось предметом изучения В.В Давыдова, Л.В. Занкова, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Учебная деятельность характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, состоящей из мотивации, учебных задач, учебных действий, контроля, переходящего в самоконтроль, оценки, переходящей в самооценку.
2. Для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности, необходимо наличие предпосылок учебной деятельности. Основной предпосылкой учебной деятельности детей является осознание ими способа выполнения задания, отчленение задачи «что делать» от задачи «как делать». Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников происходит в рамках игровой деятельности и в процессе специально организованного обучения.
1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – М.: Политиздат, 1979. – 324 с.
2. Анищенко, О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей / О.М Анищенко // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 5. – С. 26-28.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 213 с.
4. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / Сост. М.Г. Данильченко. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с.
5. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьника / В.В. Давыдов, И. Ломпшнер, А.К. Маркова. – М.: Академия, 1982. – 436 с.
6. Давыдов, В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1981. – №6. – С. 11-12.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.
8. Иванов, Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать / Г.И. Иванов. – М.: Просвещение, 1994. – 394 с.
9. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 1983. – Т.2. – 312 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 1986. – 402 с.
11. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 425 с.
12. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызин. – М.: Смысл, 1998. – 369 с.
13. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981. – 335 с.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 1989