Введение
5. Подготовка к проведению наблюдений; выбор объектов наблюдения в соответствии с учебной программой и особенностями познавательной деятельности детей разного
возраста. Создание условий для проведения наблюдений. Экологический подход к содержанию и организации наблюдений с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном природном окружении
21. Настолно-печатные игры, их классификация. Словесные игры. Подвижные игры: закрепление в них представлений о повадках и голосах животных, способах передвижения; подбор подвижных игр природоведческого содержания для разных возрастных групп и руководство ими
11. Значение и место занятий в системе работы по ознакомлению с природой и экологическому образованию в разных возрастных группах. Отбор материала для отдельных занятий. Единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, осуществляемых на занятиях по
ознакомлению с природой
14. Оборудования для труда на участке, его хранение. Создание условий для игр с природными материалами на участках разных возрастных групп в разное время года. Привлечение птиц на участок учреждения дошкольного образования в разное время года
Практическая часть
Заключение
Список использованных источников
Введение
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
5. Подготовка к проведению наблюдений; выбор объектов наблюдения в соответствии с учебной программой и особенностями познавательной деятельности детей разного возраста. Создание условий для проведения наблюдений.
Экологический подход к содержанию и организации наблюдений с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном природном окружении.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.) [2, c. 53].
Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, они помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста необходимо большое внимание уделять организации наблюдений за природными объектами.
Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:
1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
21. Настольно-печатные игры, их классификация. Словесные игры. Подвижные игры: закрепление в них представлений о повадках и голосах животных, способах передвижения; подбор подвижных игр природоведческого содержания для разных возрастных групп и руководство ими.
Настольно печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках.
Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображенные на кубике.
Разнообразные и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составления целого из частей.
Примерами таких игр могут служить: «Большие и маленькие», «Разные по цвету», «Что за форма», «Собери целое».
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность малышам оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят младших дошкольников к умению обобщать и классифицировать.
11. Значение и место занятий в системе работы по ознакомлению с природой и экологическому образованию в разных возрастных группах. Отбор материала для отдельных занятий. Единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, осуществляемых на занятиях по ознакомлению с природой.
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
14. Оборудования для труда на участке, его хранение. Создание условий для игр с природными материалами на участках разных возрастных групп в разное время года. Привлечение птиц на участок учреждения дошкольного образования в разное время года.
Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы – ее влажность, плотность и т. п.
В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и ка отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.
Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях.
Практическая часть
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Заключение
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
В процесс экологического воспитания наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.
1 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
2 Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Педагогика, 1980.
3 Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. Сада / Сост. Л.А. Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. – М., 1983.
4 Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение,1989.
5 Методика ознакомления с природой в детском саду / Под. ред. П.Г. Саморуковой. – М.,1992.
6 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
7 Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 1983. – №10. – С. 38-46.