ВВЕДЕНИЕ
1 Характеристика звуков Л и Л’ по их артикуляции, уточнение артикуляционных укладов
2 Анализ неправильного положения органов артикуляции при нарушении произношения и определение способов его исправления
3 Подготовка органов артикуляции к постановке звуков
4 Подбор упражнений речевого и дидактического материала для автоматизации звуков Л и Л’
5 Составление и анализ фрагментов занятий, направленных на коррекцию звуков Л и Л’
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Звуки – основной строительный материал человеческой речи. Нарушения в их произнесении сказываются на общем фоне звучания голоса, вызывая дискомфорт в общении со сверстниками.
Правильное произношение звуков необходимо ребенку для уверенного общения, для последующего грамотного письма и понимания прочитанного им текста.
Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата.
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Поэтому так важно заниматься устранением недостатков звукопроизношения с самого детства.
1 Характеристика звуков Л и Л’ по их артикуляции, уточнение артикуляционных укладов
Характеристика звуков Л и Л’ представлена следующим образом:
Звук Л – согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, перезнеязычный, твердый. Звук Л’ – согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, перезнеязычный, мягкий.
Согласно М.Ф. Фомичевой, правильная артикуляция звука Л заключается в следующем [8, с. 73]:
– губы раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;
– зубы разомкнуты.
2 Анализ неправильного положения органов артикуляции при нарушении произношения и определение способов его исправления
Недостатки произношения звуков Л, Л’ называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука Л и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).
Если фонема Л заменяется другой фонемой, то такие нарушения называются параламбдацизмами.
Артикуляция твердого звука Л сложнее артикуляции Л’ мягкого, поэтому и нарушается он значительно чаще.
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука Л, являются следующие:
3 Подготовка органов артикуляции к постановке звуков
Постановка звука – один из важных этапов исправления в нарушении произношения звуков Л и Л’.
Подготовка органов артикуляции к постановке звуков осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.
Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.
Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь.
4 Подбор упражнений речевого и дидактического материала для автоматизации звуков Л и Л’
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. Автоматизацию звука в проводят в форме игровых упражнений, игр.
Автоматизация звука Л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание колокольчика и т.п.
5 Составление и анализ фрагментов занятий, направленных на коррекцию звуков Л и Л’
1. «Наказать непослушный язычок».
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
– нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
– язык должен быть широким, края его касаются уголков рта;
– похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Недостатки произношения звуков Л и Л' носят название ламбдацизма. Недостатками произношения звуков Л и Л' являются искажения –ламбдацизмы, замены – параламбдацизмы.
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука Л, являются укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.
Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа.
1. Игры и упражнения в обучении шестилеток / Под ред. Н.В. Седж. –Минск: Народная асвета, 1985. – 225 с.
2. Логопедия: упражнения для развития речи. Пособие для логопедов, учителей начальных классов, воспитателей детских садов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1997. – 334 с.
3. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
5. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов и воспитателей детсада / В.И. Селиверстов. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
6. Туманова, Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал / Под ред. Т.Б. Филичевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 96 с.
7. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
8. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.